пт, 29 март
20:34
Александровск-Сахалинский
+2 °С, дождь
Мы Вконтакте

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…

26 августа 2022, 10:55ПерсоныФото: Коллектив школы, 1993 год

История школы всегда важна и актуальна. Думаю, для многих людей Родина начинается со школы, потому как это не просто учебное заведение, это целый мир, который требует познания и осмысления, это люди, общаясь с которыми развиваешься и получаешь знания будь ты учитель, родитель или ученик, здесь же мы находим первых друзей.

В Александровске-Сахалинском было много школ, и одна из них девятая – прародительница второй школы. Но так случилось, что Исполкомом городского Совета депутатов трудящихся было принято решение (от 22.08.1968 г. № 206) закрыть восьмилетнюю школу № 9 с 1 сентября 1968 года в связи с открытием в этом микрорайоне новой средней школы № 2 на 964 места. Весь коллектив перешел работать именно туда.

Чтобы немного углубиться в историю школы мы побеседовали с Татьяной Николаевной Климовой, которая в этой школе училась, работала учителем, а позже стала директором.

– Татьяна Николаевна, Вы помните, как открывали школу?

– Как сейчас помню, я стояла на крыльце, читала стихотворение, потом вместе с первым секретарем горкома партии мы разрезали ленточку. Так состоялось открытие школы № 2. Тогда часть учащихся первой школы и вся девятая перешли в новое здание второй школы.

– Как проходил учебный процесс в те годы?

– Была географическая площадка на территории школы, географом была Р.Н.Буленок, и мы все участвовали в опытах, замерах. Еще была теплица. Когда были учащимися, мы выращивали в ней рассаду, которую потом высаживали на пришкольном участке. Школа тогда утопала в цветах! Начинала Н.Д.Муратова, учитель биологии, а в последующие годы продолжила эту работу Е.Н.Рачук.

Н.Д.Муратова была фанатом своей профессии и вела кружок «Голубой патруль», совместно с учениками они выезжали на реки, чтобы изучить местную флору и фауну. Также ездили на рыбоводный завод в Тымовский район, где выращивали мальков. Взрослым было интересно работать, а детям – учиться. Учитель русского языка и литературы Л.А.Майорова была ярким патриотом, она так любила страну, людей… Всех! Добрый человек. Лидия Алексеевна руководила клубом «Романтик». Дети, посещавшие этот клуб, вели переписку с сахалинскими писателями, и когда те приезжали в город, то приходили в школу для очной встречи с ребятами. Также Лидия Алексеевна неоднократно ездила с учениками в Южно-Сахалинск на встречи и конкурсы.

– Как протекала творческая жизнь в школе?

– Я пришла работать в школу в 1981 году. Свою деятельность начала с должности пионервожатой, потом я преподавала английский язык, также у меня было классное руководство, в классе было 43 человека. Проработав учителем два с лишним года, стала организатором по воспитательной работе. Так прошло пять лет… С декабря мы начинали готовиться к художественной самодеятельности. В школе был большой хор, в нем пели как мальчики, так и девочки. Одна из родительниц, О.И.Икина, работала в то время в музыкальной школе, и помогала с организацией хора, а аккомпаниатором был учитель пения Ю.Г.Злыгостев. Также С.М.Овчинникова ставила хор и помогала с организацией мероприятий. В 1989 году коллектив ездил в Южно-Сахалинск на конкурс школьных хоров, там он занял первое место по области. Мы тогда были в такой эйфории… Много слов благодарности за исполнение мы услышали в тот день, дети были просто счастливы. Учитель русского языка и литературы М.М.Коршунова, когда только начинала работать, ставила с ребятами народные танцы. Совместно с детьми и учителями труда шили костюмы, очень помогали родители. Также и педагогический коллектив участвовал в художественной самодеятельности – был хор, мы собирались каждую неделю и репетировали. А на День учителя мы всем коллективом ездили в лагерь в с.Михайловке. Там мы и играли, и пели песни, и дружно общались на разные темы.

– А спортивная?

– Школа участвовала во всех спортивных соревнованиях: лыжные гонки, баскетбол, волейбол и другие. В.А.Иневатов, а позже В.Л.Рябченко, были учителями физкультуры, они любили свое дело. Спортзал всегда был полон ребятами, каждый из которых находил себе занятие по интересам. На базе нашего спортивного зала проводились зональные соревнования, к нам приезжали ребята из Охи, Ноглик, Макарова, Смирных. Это настолько было интересно и захватывающе! А еще в традиционной эстафете, посвященной Дню Победы, наши девушки и юноши всегда были первыми!

Т.Н.Климова и ученик 10 класса Виталий Царев. Изготовление стенгазеты

– Вы были классным руководителем, в каких мероприятиях участвовали ваши ученики?

– Ребята моего подведомственного класса были в отряде юных инспекторов движения, а руководил ими Ю.Г.Злыгостев. Мы с ними ходили по улицам, раздавали тематические листовки, учили правильно переходить дорогу, ребята ходили в младшие классы и рассказывали о правилах дорожного движения. Как-то мы ездили на соревнования юных инспекторов в Южно-Сахалинск на областной конкурс, и нас поселили в интернат, и когда ребята зашли туда и увидели старые стены, кровати, столовую, они были просто шокированы условиями проживания его воспитанников. Благополучно вернувшись после этой поездки домой, ребята переоценили ту реальность и свою, где живут с родителями дома, и стали как будто чуть взрослее и послушнее. Поездка поучительной, так сказать, оказалась для них.

Когда я стала заместителем директора по воспитательной работе, в 1985 году, помню, был последний классный час. Я сообщила детям, что у них будет другой классный руководитель. Они очень расстроились, а один из них даже сказал: «Предательница!». Я до сих пор со слезами это вспоминаю… Ребята были исключительные… Был один случай, когда они окончили 9-й класс – раздался звонок в дверь, открываю, а там стоят мои ребята, и с переполняемыми их эмоциями, перебивая друг друга, начинают что-то говорить. Успокоив их, узнаю, что они собрались в поход, а без взрослого родители их не пускают, и вот они решили, что я должна согласиться: «Татьяна Николаевна, вся надежда на Вас!». Перекрикивая друг друга, они начали рассказывать, что у них все готово, что они все купили, и в семь часов вечера – сбор возле школы. Посоветовавшись с мужем, мы вместе пошли сопровождать детей, а тем временем на небе сгустились тучи, и, когда мы практически дошли до места, пошел проливной ливень. Вопреки сопротивлению ребят, нам пришлось вернуться обратно. Вот так мы работали… отдавая себя без остатка.

Открытие школы

– Какие проводились общешкольные игры и мероприятия? Как ученики готовились к ним?

– «Зарница», «Смотр строя и песни», «Осенний бал», предметные вечера… Школа жила энергичной жизнью. Было по два-три класса в каждой параллели. В 1990 году в школе было 1090 учащихся. Все готовились, никто не говорил «не хочу, не буду». Жизнь кипела... Ребята сами придумывали наряды, шили пилотки, бескозырки, воротнички, погоны, и для них это было почетно. Летом на пришкольном участке дети проходили трудовую практику, где поливали цветы, пропалывали грядки и собирали смородину, из которой им же потом в столовой варили компоты. Позже запретили использовать детский труд, и все кануло в небытие.

В школе существовали трудовые бригады. Было шефствующее предприятие – Александровское строительное управление. Ребята ходили на стройку и помогали, например, убирать мусор. Вместе с Г.Н.Игнатенко мы работали в этой бригаде. Также ходили с ребятами в совхоз «Александровский» заготавливать силос – сдавали траву, нам ее взвешивали, и за это мы получали деньги, которые перечисляли на счет школы.

Учащиеся школы принимали участие в районных и областных предметных олимпиадах, по результатам которых ребят приглашали в школу «Эврика». И если они там себя проявляли, то их рекомендовали для дальнейшего обучения в Новосибирске при Академгородке, где они учились 10-11 классы.

 

Зарница,1988 г.

– Кто из директоров работал в школе?

– У нас была командная работа! Директора школы Л.И.Жирякову я помню, когда еще была ученицей, строгая, конечно, была. Позже – Л.В.Баханова. Затем – Л.Г.Алябина, для нее были важны показатели, она хотела, чтобы ученики занимали призовые места.., умела притянуть к себе, убедить людей, что это нужно и важно. Школа при ней прошла много положительных этапов. А потом – Г.В.Цинина, ее всегда уважали и взрослые, и дети. Она воплощала проекты, стремилась к изучению и внедрению всего нового. В 2006 году пришла к управлению я. В 2010 мы участвовали в проекте «Дистанционное обучение учащихся отдаленных школ», наши учителя преподавали предметы ученикам сельских школ. По этому направлению мы выиграли грант. А в проекте «Сто лучших школ России» мы вошли в рейтинг. Есть чем гордиться!

Л.Г.Алябина, директор школы

– Какие значимые события произошли в жизни школы за период вашей работы в ней?

– В 1998 году организовали профильное обучение в школе. Было четыре класса с разным уровнем обучения, учеников разделили по согласованию с родителями. Важно то, что все дети получили качественное образование. А в 2006 и в 2010 годах школа принимала участие в конкурсе по нацпроекту, где мы вошли в десятку сильнейших школ Сахалина, и выиграли гранты. Вместе с И.В.Бережновой мы прошли курсы в Санкт-Петербурге, где получили колоссальные знания по профильному обучению. По приезде мы организовали физико-математический и гуманитарный классы. В гуманитарном было углубленное изучение истории, русского и английского языков, а в физико-математическом, соответственно, физика и математика. Позже организовали оборонно-спортивный класс, где изучали ОБЖ и физкультуру. Когда детей стало меньше, в одном классе были микрогруппы, они состояли из естественнонаучных, физико-математических и гуманитарных групп. Но позже оставили физико-математическую, гуманитарную и общеобразовательную – для того, чтобы детям было удобно выбирать подходящее направление. В одном из физико-математических классов, в котором было пятнадцать человек, пятеро окончили школу с медалями. Многие ребята успешно устроились в жизни. Именно для этого и стоило отдать тридцать восемь лет педагогической деятельности. Мне было очень интересно работать в школе.

В преддверии 1 сентября поздравляю всех педагогических работников с началом нового учебного года. Всем, и новоиспеченным педагогам, и опытным коллегам, желаю вдохновения и радости!

Авторы:Наталия Крайнова