15 июня жительнице города Елене Антоновне Захаровой исполнилось 100 лет. От имени Совета ветеранов, отделения социальной поддержки и администрации района ее поздравили Татьяна Добродомова и Ольга Скрипченко. Елене Антоновне были вручены памятные подарки, а ее дочери Людмиле Николаевне выражена благодарность за заботу о маме.
В честь юбилея Елены Антоновны Захаровой (в девичестве Смирновой) публикуем воспоминания, написанные ею и предоставленные нам председателем Совета ветеранов Татьяной Добродомовой:
«Семья у нас была большая – 11 детей, я самая младшая. Жили в с.Полковниково Алтайского края. Отец батрачил, а мать работала в лавке, там мы и жили. Отец очень болел. Помню, купят ему стакан молока, а он подзовет меня к себе и даст его выпить. Жалел меня очень, как самую маленькую. Голодали мы очень, да и с одеждой были проблемы. Отец рано умер, еще до войны, и 4 сестры тоже померли. Потом мы перебрались в Бийск. В 1940 году мне исполнилось 17 лет, и я пошла работать на завод учеником токаря. Завод был при управлении Чуйского тракта. Постепенно повышала свою квалификацию. С 1 июля 1941 года должна была пойти в свой первый отпуск, а тут война.
Еще в финскую мой старший брат воевал, вернулся живой и здоровый. В 1941 году все 4 брата ушли на фронт и ни один не вернулся. Проводили мы братьев и остались жить вдвоем с матерью, так как две старшие сестры уже имели свои семьи и жили отдельно. Я по-прежнему работала на заводе, обслуживала два станка. Работали по 12 часов в сутки, практически без перерыва. Каждому была дана норма деталей, которые нужно было выточить к концу смены и сдать без брака. Однажды так устала, что выключила один станок, прижалась к нему и заснула, как убитая, а парни подшутили и измазали мне лицо краской. Смеялись потом все вместе. Вот так несмотря ни на что могли и пошутить. Правда в основном работали старики да бабы. Старики нас жалели, помогали нам, и все обращались к нам «дочка-дочка». Цех был холодный. У меня начали опухать руки и меня перевели на легкий труд – мыть детали в солидоле, а он такой теплый.
От дома, где мы жили, до завода б км. Этот путь я проходила пешком, шла через разводной мост, а когда задерживалась на работе, мост разводили, приходилось ночевать под мостом. Такое случалось даже зимой.
Нас, комсомольцев, посылали на заготовку дров для солдаток и вдов. Бревна сплавлялись по реке, мы их вылавливали баграми, потом пилили. Труд был просто адский. Отправляли также на работу в колхозы в МТС, где мы косили, вязали снопы, скирдовали, молотили зерно и все это было вручную. В апреле ехали на посевную, а в августе на уборку. Однажды, уже глубокой осенью, отправили на Чуйский тракт на заготовку леса, а мы с подругой одеты плохо. Тут наступили холода, а мы в резиновых сапогах, стали мы с ней замерзать. Нас отпустили домой, идем пешком, сил нет, ослабли от голода, ни рук, ни ног уже не чувствуем. Ну, думаем, конец нам уж пришел, но тут, на наше счастье, повстречалась нам женщина, довела нас до своего дома, стала нас раздевать, а чулки чуть ли не с кожей снимаются, примерзли к ногам. Еле-еле отогрела нас, спасла от лютой смерти.
Вот так приходилось жить в военные годы. Голодали сильно. Хлеб давали по карточкам: мне – 800 г, маме – 400 г. К лету мне дали кусок земли, развели огород, посадили картошку, овощи. Старшая сестра жила недалеко от нас, муж у нее погиб на фронте, осталась она с двумя детьми на руках. Так мы им помогали. Мама у нас была вообще удивительной доброты женщина, вечно подбирала сирот и калек, обогревала да кормила, а сама от голода вся светилась. Она работала на хлебокомбинате, никогда, несмотря на голод, не вынесла даже горсти муки. Человеком необыкновенной честности была. После войны она каждый вечер съедала кусочек хлеба. Это стало нашей традицией, и я по сегодняшний день так делаю.
Окончилась война и я по вербовке в 50-е годы приехала на Сахалин. Вначале привезли в Корсаков, а потом уже в Александровск. Я впервые тут купила себе кирзовые сапоги и кое-что из одежды. Жизнь здесь показалась раем. Зарплату платили вовремя, хлеб был уже без карточек. Начала работу в лесхозе, а потом перешла в детский дом, который был в то время в с.Корсаковке, кухработницей, затем там же скотницей. Потом работала уборщицей в школе №2, а в 1963 году перешла нянечкой в ясли. Последнее место моей работы – нянечкой в больнице порта, откуда я в 56 лет ушла на пенсию.
Где бы ни работала, везде меня хвалили за добросовестность. Имею за свой труд много грамот и благодарностей. На заводе в г.Бийске, где я работала токарем, есть музей, где на стенде, посвященном войне, висит и по сей день моя фотография с описанием моей трудовой деятельности во время войны.
Замуж я вышла в 1951 году. В 1952 г. родила дочь, в 1953 – сына. Муж мой работал на море, потом в АСУ, затем на нефтебазе. Руки у него золотые были, все умел делать. Умер он в 1991 году. Жизнь я прожила хорошую, всегда меня окружали добрые люди и относились ко мне очень хорошо».