вс, 05 май
05:43
Александровск-Сахалинский
+3 °С, облачно
Мы Вконтакте

Женщина с огнем в груди

14 августа 2023, 11:30ПерсоныФото: из личного архива В.М.Ищенко

Брать интервью у этого человека, откровенно говоря, было волнительно, ведь по количеству обратившихся ко мне людей с просьбой рассказать ее историю, я сразу поняла, что человек в городе очень уважаемый. Когда сидишь напротив этой женщины, чувствуется такая бурная жизненная энергия! Столько в ней мыслей, что по итогу общения я реши­ла назвать эту статью не первым вариантом заголовка «Исповедь», а тем, который, по моему мнению, характеризует ее внутренний мир.

«Почему исповедь?» – спросите вы. Именно с этого слова началась наша беседа. Но нет, в этой статье вы не прочтете истории о подлости и изменах, словом «исповедь» героиня статьи как будто попросила меня не делать акцент на сложности послевоенного детства, на ее биографии, а донести мысли и выводы, которые она сделала, пройдя такой долгий жизненный путь. Надеюсь, мне удастся не только передать ее мысли правильно, которые кому-то могут оказаться полезными, но и навсегда впи­сать историю этого человека на страницы летописи нашего района.

Фото: из личного архива В.М.Ищенко

ЖИЗНЬ КАК ПРЕОДОЛЕНИЕ

«В моей жизни было три таких момента, когда я не пала под гнетом трудностей, а словно птица феникс переродилась, восставши из пепла», – начала свой рассказ Валентина Михайловна ИЩЕНКО, которая 15 августа отметит свой 90-летний юбилей.

Ее история началась в деревне Новожилы Владимирской области. Будучи еще ребенком, она с родителями, четырьмя братьями и дедушкой перебралась в г.Струнино, где и прошло ее детство. Отец работал агентом снабжения на фабрике. О маме героиня нашего рассказа отзывается очень тепло – она была простая домохозяйка, не умела писать, но вместе с тем была очень мудрой женщиной.

«Жили трудно, особенно в военные и послевоенные годы, – продолжает Валентина Михайловна. – Но хочется отметить, что несмотря на то, что шла война, у учеников начальных классов всегда в школе был завтрак – картошка пюре, пол-огурчика, стакан чая и кусочек хлеба. Даже в такое трудное время о детях заботились. Хоть и немцев у нас в городе не было, но мы готовились и жили в постоянном страхе. Отца у нас забрали в 1943 году, до этого у него была бронь. На фронте его ранило. В госпитале, как оказалось после, он заболел чахоткой и умер спустя три года. Братья у меня учились плохо, хулиганили, а я училась хорошо, но была у меня некая стеснительность, за­жатость. Вот тогда, еще в 5 классе, началось мое осознанное преодоление себя – выучила и с выражением, смотря прямо в глаза всему классу, прочла «Песнь о вещем Олеге». Получила оценку «отлично» и дальше пошло. Меня даже председателем учкома в школе выбирали. Еще хо­рошо запомнился в детстве момент, когда пришлось собрать всю силу воли. Я тогда в седьмом классе училась. Моя двоюродная сестра в деревне жила, они так не голодали, как в городе, потому что свой огород, скотина... И как-то после уроков она позвала к себе на обед. Идти было немало – 2 км. Пока дошли, покушали – уже и вечер. Я домой засобиралась, с собой мне дали полведра картошки. Вы знаете, я шла через поле, а за полем рядом кладбище: темно, тяжело, страшно! Хотелось бросить это ведро и побежать. Но донесла, не бросила, хоть руки потом в мозолях были и болели».

Фото: из личного архива В.М.Ищенко

ПРИЕЗД НА САХАЛИН

После школы Валентина Михайловна с подругой, оставив мечту податься в актрисы, поступили в педагогический институт города Твери. Профессия учителя в то время была престижной и почетной.

«Институт – это хорошее время, когда еще большой ответственности нет и присутствует некая наивность. Как раз в студенческое время я увлеклась спортивной гимнастикой, показав хороший результат. По итогам отбора со всего института я оказалась в числе четверых студентов, которые выступили на Дне физкультурника на стадионе Динамо в Москве. Целый месяц мы готовились к параду. Это стало ярким для меня событием, как будто впервые я побывала на празднике жизни. Именно там я узнала, что значит быть сытым человеком и какая черная и красная икра на вкус.

Фото: из личного архива В.М.Ищенко

Получили диплом. Распределение. Был выбор в три региона: Якутия, Калининская область (Прим.: с 1990 г. – Тверская область) и Сахалин. Мы тогда девчонками смеялись между собой – поедем на Сахалин за женихами».

Забегая немного вперед, на Сахалине, в селе Дуэ, она и встретила красивого молодого будущего мужа Александра и родила сына Андрея и дочку Ольгу.

1955 год. Десять дней ехала юная Валентина поездом до Владивостока, пароходом до Холмска и множество часов на машине до Александровска, предвкушая свою новую жизнь и совсем не догадываясь, какие трудности ее здесь поджидают.

«Дали нам на троих молодых учителей дом, холодный. Топить печку углем мы не умели. Научились. И вроде пока топишь – не плохо, а после – ставили стулья на плиту, садились и так готовились к урокам. Меня определили в школу № 8 учителем русского языка и литературы. И вот настало мое первое разочарование и первое серьезное преодоление жизненных трудностей. В этот момент во мне все перевернулось, изменились взгляды на жизнь.

Наивной, видимо, была студенткой, думала: «Я молодой специалист, приехала издалека, и как-то в освоении новой профессии мне должны помочь, поддержать опытные преподаватели». Но что вы думаете? Директор школы дает мне 8, 9 и 10 классы. Непосильную для меня нагрузку. А опытные учителя взяли 5, 6, 7 классы. Я была вне себя – выпускной класс нужно готовить к экзаменам, а я что? Только закончила институт! Конечно, я знала основы, но все-таки методика, глубокие знания приходят с опытом работы».

Шокированная таким приемом, 22-летняя Валентина Михайловна так переживала, что не сможет дать выпускникам достаточно знаний, что стала плохо спать и есть, и решила отказаться от профессии учителя. Но пусть судьба и подкинула тогда молодому специалисту испытаний, но с верного пути свернуть не дала.

«Я узнала, что в городской библиотеке есть место и решила туда уйти. Пошла к завгороно Золото­ву. Он то и сыграл в этой ситуации решающую роль.

Я ему положила заявление, говорю: «Из меня учитель не получится». Он дотошно расспросил меня, в чем причина, и я ему все рассказала. После, несмотря на то, что директор школы была достаточно властная и уважаемая женщина, он добился, чтобы с меня сняли 10 класс. Остались у меня 8 и 9 классы. Я все силы вложила в работу, чтобы доказать и себе, и остальным, что я могу стать хорошим педагогом. Стала учиться у опытных учителей, сидела на уроках, наблюдала. Немало мне делали замечаний на педсоветах, что не справляюсь, я плакала сначала, переживала, а потом сделала вывод: что не все из школьной элиты учителей идеальны и не стоит позволять себе выглядеть жалкой. Нужно учиться себя защищать. Я тогда дала себе зарок на всю жизнь: «Сначала я плакала, а теперь от меня будут плакать». Взяла себя в руки, и работа пошла успешно».

В сентябре 1957 года Валентину Михайловну снова ожидали изменения. Из-за нехватки кадров завгороно планирует отправить молодого учителя работать в Дуэ. Но она не просто покорно согласилась, а, показав характер, затребовала написать в приказе, что снова возвратится в восьмую школу.

«В общем, поехала я. А вот там все уже пошло по-другому. Я сразу утвердилась в школе и выработала свою личную методику, став для ребят не просто учителем, а другом и товарищем. Устраивала походы, внеклассные и спортивные мероприятия, занималась с ними творческой деятельностью, чтобы больше узнать каждого и иметь свой подход. Можно сказать, что жизнь в Макаревке (Прим.: имеется в ввиду с.Дуэ) – это мой золотой век. Там все наладилось, все пошло как надо, все склеилось: работа, муж, дети. 17 лет я там прожила. Еще в Дуэ я была руководителем методобъединения учителей русского языка».

Фото: из личного архива В.М.Ищенко

НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП, ИЛИ «КАК Я СТАЛА МЕТОДИСТОМ»

В 1975 году, когда стала закрываться шахта, уже зарекомендовавшему себя учителю предложили должность заведующей методкабинета в гороно. Начался новый профессиональный этап ее жизни.

«Никто из учителей не соглашался, потому что работа была малооплачиваемая, но я согласилась с условием, что дадут квартиру. Два года ездила из Макаревки в город. Как шутил тогда муж: «Тебе твоей зарплаты на проезд на автобусе только и хватает». И не только проблема была в низкой оплате труда. Не люблю я лукавство по жизни и сейчас скажу, как есть. На тот момент инспектора считали себя выше методистов.

Опять пришлось себя отстаивать, началось противостояние, потому что не было согласия между методистами и инспекторами. Они привлекали нас к проверкам, хотя методист должен выполнять совсем иные функции.

Прошел первый год работы и на конференции меня здорово раскритиковали. Хотя накануне был местком, и отчет о моей работе признали удовлетворительным. Таких интриг наплели! После этого случая я была так расстроена этой несправедливостью, что решила уйти, но завгороно меня не отпустила. «Работать ты можешь!» – сказала она. Позже директор института усовершенствования меня поддержала, и я решила так – отказавшись инспектировать, стала ездить сама по всем школам района, сидела на уроках, просвещала учителей и давала им рекомендации. К концу года я была готова к заключительной конференции, на которой мою работу признали успешной. Завоблоно в последующем мне вручил знак «Отличника народного просвещения». Отработала я там 9 лет».

Фото: из личного архива В.М.Ищенко

ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Активная Валентина Михайловна не смогла сидеть дома на пенсии, помогала заботиться о внуке, работая вахтером в педучилище, а в 1987 году стала воспитателем ГПД по новой программе для детей шестилетнего возраста.

«И вот я стала воспитателем в школе № 6, и, вы знаете, произошел какой-то подъем жизненной энергии тогда. Мне так нравилось с детьми. Устраивала им соревнования, игры, ставили мы даже спектакль. Всякое было. И детки капризничали, но с родителями всегда были очень хорошие отношения. В общем, хорошо было. А потом понадобился учитель русского языка и литературы в школу села Михайловки. Четыре года я там проработала, прошла аттестацию на присвоение звания педагога высокой квалификации. Ушла из школы в 1993 году. Настолько мы с ребятами понимали друг друга, что и после школы регулярно устраивали встречи одноклассников, они приглашали меня на свои юбилеи, последний раз собирались на море. На пенсии также старалась заниматься внуками, помогала им учить­ся, у меня их четверо, а в дальнейшем – и правнуков учила читать и писать. Правнуков у меня семеро.

Подытожив, хочется сказать, что, когда возникали трудные моменты в жизни, я себя не жалела, а всегда говорила: «Вспомни через что ты прошла, все ты сможешь!». И всегда находила выход. Сама жизнь была моим учителем, и я принимала ее уроки, извлекая из них мудрость. И еще один из главных выводов, который я сделала: чтобы иметь возможность себя защищать, быть справедливой, заработать авторитет – нужно вложиться в работу на 100 процентов и даже больше», – поделилась Валентина Михайловна.

Кроме знака «Отличник народного просвещения» и многочисленных грамот, Валентина Михайловна в 1984 году была удостоена звания Ветеран труда. Она, как тру­долюбивый человек с горящим сердцем и несгибаемой волей, остается в памяти не только своих учеников. Нынешние сотрудники УСП Александровск-Сахалинского района чтят ее вклад в развитие образовательной системы и передали для нее поздравление: «От всей души поздравляем с юбилеем замечательного учителя и желаем, чтобы тепло родных и близких, их поддержка придавали сил и энергию. Крепкого вам здоровья на многие годы, уверенности в настоящем и будущем, душевного спокойствия и благополучия!».

Авторы:Инна Волгина