Долгожители нашего города всегда вызывают у меня трепетное восхищение. Особенно, когда сидящая в кресле, празднично одетая, подобна июньскому одуванчику бабушка, взирающая на тебя теплым взглядом, наизусть мягко читает написанный ею очень давно детский стих:
Зайка серенький скакал вдоль овражка,
Он морковку потерял, вот бедняжка,
Сел наш зайка на пенек, под кусточек,
Слезки капали из глаз в ручеечек…
Испытываешь удивление и умиление, словно ты снова девочка, ставшая свидетелем живой истории. Истории длиной в 36500 дней.
Многим она уже знакома и сыграла немаловажную роль в их жизни. Автор этих строк – заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, талантливая поэтесса Лидия Терентьевна СОКУРОВА. 10 апреля у нее особенный юбилей – 100 лет!
Окутанная заботой родных и ароматами, исходящими от расставленных по ее уютной комнате букетов цветов, она с застенчивой улыбкой принимала теплые пожелания и подарки. Со знаменательной датой поздравили виновницу торжества депутат Собрания ГО Олег Николаевич Салангин, вице-мэр Сергей Владимирович Плохотнюк, председатель Совета ветеранов Татьяна Константиновна Добродомова, начальник управления социальной политики Евгений Юрьевич Ищенко и заместитель начальника отделения по Александровск-Сахалинскому району ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Виктория Станиславовна Евсеева.
Я не стала отнимать много времени у именинницы, ведь многие из ее большой семьи – 3 детей, 8 внуков, 16 правнуков, 9 праправнуков – собрались, чтобы провести этот день рядом с ней.
Во время нашей недолгой встречи Лидия Терентьевна упомянула о своем детстве. В ее воспоминаниях, ранее записанных Татьяной Константиновной Добродомовой, она подробно рассказывает:
«Родилась я в Черниговской области Карюковского района, село Турец. Семья была большая – нас пятеро сестричек и брат. Мама – домохозяйка, а отец работал в колхозе. Он часто болел, так как в Гражданскую войну воевал с немцами, во время газовой атаки сильно отравился и попал в плен. Там уж он хлебнул лиха, вернулся домой только в 1920 году.
В 30-е годы по вербовке приехали на Сахалин. С порта Ванино плыли на пароходе, остановились далеко от порта, нас перегрузили на баржу и доставили в порт Александровска, а потом на лошадях привезли в город. Поселили нас в конюшнях, а уж потом, намного позже, дали комнату в коммунальной квартире по улице Дзержинского. Отец стал работать на лесопильном заводе. Я пошла учиться во вторую школу».
Об отце она вспоминает с особой гордостью. В военные и послевоенные годы имя Терентия Федоровича Мысника было у всех на слуху.
Живя в двух столетиях, в век войны и перестройки, а затем в век технологий, юность, с ее слов, самое прекрасное время. Хотя времена ее юности молодому поколению покажутся не местом, куда захочется вернуться. Это было тяжелое, страшное время.
«В 1938 году поступила в педучилище на десятимесячные курсы учителей, а в 1939 году поступила в педагогическое училище, которое стояло на Дальневосточной улице. Я еще училась, когда началась война. 22 июня в училище был выпускной бал, выпускники танцевали, веселились, готовились к трудовой жизни. Строили планы, мечтали и вдруг объявили о начале войны.
Что тут началось, просто страшно вспомнить. Параллельно учебе в училище я поступила на 6-месячные курсы сестер и закончила с отличием. Осенью нас посылали работать на полях в село Михайловку, ходили пешком, собирали морковку, картошку. Сильно мерзли, одежонка хлипкая, на ногах у меня были кирзовые сапоги, потом они продырявились, так папа сделал деревянные колодки и прибил к ним голяшки от сапог, так и ходила в такой обуви всю учебу. Писали мы письма солдатам, шили варежки из кожухов и отправляли посылки на фронт.
Еще до войны у нас было свое хозяйство – куры, свинья. Когда свинью резали, мясо мы не ели, а продавали, денег ведь не хватало. Шкуру отец забросил на чердак, а когда стало совсем голодно во время войны он достал эту шкуру, очистил ее, порезал на куски и поджарил в печке. Мы потом ее скребли и ели. На моржовом сале жарили картошку. Работал один отец и получал по карточке 300 гр. хлеба, конечно, его не хватало. Мама поделит его на маленькие кусочки и мы его сосем, чтобы на дольше хватило, а уж кому доставалась корочка это просто счастье было.
Всем тогда лихо пришлось, но люди не жаловались и не ныли, делали свое дело, молча терпели голод и лишения и поддерживали друг друга. Ведь любую беду вместе легче пережить».
Она была учителем не по профессии, а по призванию. Несмотря ни на какие тяготы, самое памятное для нее время – обучение детей.
«В 1942 году я окончила училище и была направлена на работу в Охинский район п.Москальво учителем начальных классов. В работе были определенные трудности, не хватало школьных принадлежностей, тетрадей, книг. Тяжело было видеть перед собой этих маленьких детишек. Глаза у них были такие мудрые, как у много лет проживших стариков. Но одно радовало, в школе было тепло и детям на обед давали суп».
Читаю воспоминания этого человека и просто восхищаюсь самоотверженностью и стойкостью духа того поколения. Нам уж точно есть, чему поучиться у них. Не взирая на повороты судьбы и трудности, они не отступали и поднимали страну, словно сломанную яблоню, каждый внося свой неоценимый вклад.
«В 1943 году я вышла замуж, муж был военнослужащим. Его часть перевели в Комсомольск-на-Амуре и мы уехали с Москальво. Стала я с ним переезжать из города в город, куда часть переведут, туда и мы. В конце 1943 года мужа отправили в командировку, в какую он мне не говорил, а я вернулась в Александровск и стала работать в 8-й школе. Через 10 месяцев муж вернулся и мы уехали в Совгавань. В 1946 году переехали в Корсаков, муж уже к тому времени заболел туберкулезом, его положили в клинику, где он и умер. А я с детьми в 1949 году вернулась в Александровск, стала работать в 8-й школе, где отработала 17 лет, а потом во 2-й школе до 1976 года, откуда и ушла на заслуженный отдых. За свою работу получила звание «Отличник народного просвещения», это правительственная награда, я ей по праву горжусь. Наше поколение такого склада, что просто, как говорится, на печи сидеть не может, вот я в течение 16-ти лет после ухода на пенсию работала гардеробщиком в приемном покое, в поликлинике, дежурной в общежитии рыбокомбината».
Будущему поколению Лидия Терентьевна пожелала больше человеческой доброты, ведь, по ее мнению, именно доброта, а не красота, которая может спрятать что угодно, спасет этот мир.
Как жизнь прожить?
Стремись ее не укорачивать,
Не жми педали на износ.
Умей с кривых дорог сворачивать.
Добро всем делать поспеши
В круговороте жизненных реалий
Стремись все делать от души
Не жди за это премиальных!
Вот такие пожелания в стихах передает нам этот мудрый человек. Жаль только скромность спрятала ее талант от других. Ее легкие и душевные стихи обязательно нашли бы отклик во многих сердцах. Пожелаем этому прекрасному человеку здоровья и долгих лет жизни.