«Морская пучина в считанные секунды поглотила судно «Алмаз» и плашкоут вместе с экипажем». 10 октября 1968 года наш Александровский район оказался во власти мощнейшего циклона. Два катера и плашкоут Северо-Сахалинского леспромхоза находились в это время в районе п.Октябрьского Александровского района: катер «Алмаз» с капитаном Николаем Осадчим и второй – катер с капитаном Леонидом Черепановым. Шторм был двенадцать баллов по шкале Бофорт. Черепанову с трудом удалось увести свое судно в сторону Де-Кастри, что спасло и катер, и экипаж. Николай Осадчий не успел…».
Такими словами начиналось письмо, поступившее в редакцию от В.Логвинова, чья семья из поколения в поколение трудилась в Александровск-Сахалинском морском порту. Старые моряки порта Г.А.Лаптев, В.Мельниченко и диспетчер А.Ф.Махов как-то рассказали ему трагическую историю, в то время не преданную огласке.
В память о погибших в тот день моряках этой статьей смахнем пыль с забытой страницы истории нашего района и узнаем, что же случилось в тот роковой день – 10 октября 1968 года.
В письме В.Логвинов пишет: «…Как сообщает «Советский Сахалин» в статье от 29 июля 2022 года «Двенадцать баллов по шкале Бофорта», что в номере за 12 октября 1968 года была публикация «В штормовую ночь». Ее автор – сотрудник александровской газеты «Красное знамя» Василий Чесалин – тогда звонил в порт и просил подробнее рассказать о последствиях циклона.
Ему ответили, что ничего сверхъестественного не случилось. Моряки вели себя так, как поступили бы на их месте многие другие. О подробностях борьбы со стихией Чесалин сообщил «Советскому Сахалину»: «Еще с вечера над районом и морем поднялся ветер.
Он быстро набрал силу, и к ночи разразился ураганный шторм. Юго-западный ветер (сила его достигала 12 баллов) поднял огромные волны и погнал их в ковш порта. Под напором ветра и большого нагона воды, начали рваться швартовые судов, стоявших у причала. Первым пострадал пассажирский катер «Алябьев», затем оборвались канаты барж «Работница» и № 711. Волны постепенно и неуклонно раскачивали и другие суда. Казалось, катастрофа неминуема. На помощь попавшим в беду судам бросились люди. Группа портовиков во главе с начальником портофлота А.И.Тишаевым смело вступила в борьбу с морем. Ухватившись за канаты, люди пробирались к судам, принимали с них новые швартовые, крепили их к причалам. Волны ударяли в стенки, перекатывались через пирс, сметая на своем пути все. Но люди продолжали работать. Одна из волн накрыла А.И.Тишаева. Еще мгновение, и он окажется в море! Но в последний момент береговой матрос П.Н.Ткаченко успел спасти товарища. Несколько часов продолжалась эта схватка с ураганом. И люди выстояли, победили. Они спасли флот без серьезных для него повреждений».
Известно ли было Василию Чесалину на тот момент о гибели одного из судов и его экипажа или нет, это уже не установить. Быть может, журналист и знал о трагедии, но не имел права предавать огласке такой факт. Однако, последний вряд ли можно было скрыть от александровцев, ведь погиб и экипаж плашкоута. Было потеряно пять человек во время шторма – это невосполнимая утрата для родных, друзей, знакомых.
В монографии Юрия Ведерникова «Российское мореплавание на Тихом океане за 375 лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений. 1639-2014 годы» (г.Владивосток, 2016) удалось отыскать несколько слов о происшествии: «Буксирный катер «Алмаз» министерства лесной промышленности пропал без вести 10 октября 1968 года в районе порпункта Александровск вместе с ведомым им плашкоутом, груженным лесом. Был произведен безрезультатный поиск».
Я хорошо знал Николая Осадчего, он до той трагедии работал у нас в морском порту, потом перешел в Северо-Сахалинский леспромхоз…».
Совместно с городским архивом удалось обнаружить документы, раскрывающие события тех дней. Так, из журнала регистрации несчастных случаев «Северо-Сахалинского леспромхоза» (ф. 69, оп. 1, ед. хр. 182, л. 9-10) мы узнали имена погибшего экипажа б/к «Алмаз» в тот роковой день: – Николай Антонович Осадчий (35 лет) – капитан катера; – Геннадий Александрович Жуков (29 лет) – помощник капитана; – Сергей Николаевич Бедюк (45 лет) – старший механик; – Виктор Яковлевич Брыкин (31 год) – помощник механика; – Алексей Петрович Скомороха (39 лет) – матрос; – Абдуладжан Мамаджанович Садыков (23 года) – матрос.
В графе «Обстоятельства и причины несчастного случая» у каждого из них имеется запись: «Во время стихии на море б/к «Алмаз», погиб вместе с командой катера».
Согласно приказу по Северо-Сахалинскому леспромхозу комбината «Сахалинлес» Минлесбумпрома № 125 от 11 ноября 1968 года «О трагической гибели б/к «Алмаз» вместе с экипажем – капитан Н.А.Осадчий, ст. помощник Г.А.Жуков, ст. механик С.Н.Бедюк, второй механик В.Я.Брыкин, матросы А.М.Садыков, А.П.Скомороха – в период тайфуна 10-го октября 1968 г. в районе рейда Агнево-шахты Макарьевка» (ф. 69, оп. 1, ед. хр. 172, л. 258-261) следует, что 6 октября 1968 года буксирный катер «Алмаз» с экипажем в 6 человек под командованием капитана Николая Антоновича Осадчего, имея на буксире плашкоут, вышел в рейс из Александровска на Сахалине до пос.Комсомольского для перевозки рудничной стойки. В виду неблагоприятной погоды, 9 октября прибывшее в пос.Комсомольский судно, не дождавшись погрузки, ушло в укрытие в бухте Казакевича. 10 октября в послеобеденное время буксирный катер «Алмаз» с плашкоутом, груженным рудничной стойкой, отошел от пирса Комсомольск и лег курсом на Александровск. В период нахождения у пирса пос.Комсомольского капитан Осадчий не имел связи с диспетчером флота по рации, так как установленная на буксире рация могла передавать разговор на юг от Александровска лишь до п.Агнево. Связь с пос.Комсомольским диспетчерская леспромхоза поддерживала по телефону.
10 октября в связи с поступившим штормовым предупреждением: ветер северо-западный, западный 10-11 баллов, – диспетчер Коробов передал ст. мастеру рыбокомбината Лодзе штормовое предупреждение для передачи капитану б/к «Алмаз» с тем, чтобы он прекратил погрузку и увел судно в укрытие.
Выдержка из приказа № 125:
«...О штормовом предупреждении т. Осадчий знал, т.к. рядом с ним в пос.Комсомольский находилась шхуна «Разлив» с мощной радиостанцией.
В 13 ч. Коробову из Комсомольска сообщили, что б/к «Алмаз» с ПС № 477 снялся и пошел курсом на Александровск.
В 15 час. 10 октября с б/к «Алмаз» по микрофону т. Осадчий доложил, что проходит Агнево. Погода штилевая. О штормовом предупреждении знает. Решил идти на Александровск. Тов. Коробов напомнил ему, что штормовое предупреждение очень серьезное и распорядился, чтобы судно завести в укрытие. Однако т. Осадчий передал, что погода хорошая и в Александровск дойдет.
В 16 ч. 10 м. Осадчий передал Коробову, что проходят Черную Речку, буксир завел по-штормовому, ветер начал свежеть.
Около 17 час. поднялся ветер 9-10 баллов с севера. И.о.
главного инженера т. Клименко по микрофону с ПТО передал на б/к «Алмаз» Осадчему: «Если катер не сможет выгребаться против волны, выбросить ПС на берег, самим одеться по штормовому /одеть спасательные жилеты/, может придется выбрасываться вместе с катером на берег».
Тов. Осадчий заверил, что все в порядке, идет в г.Александровск.
Связь с б/к «Алмаз» поддерживалась диспетчером через каждые 10-15 минут.
В дальнейшем ветер еще более усилился, пошел сильный снег с дождем.
В 19 час. 10 октября при очередной связи с б/к «Алмаз» дежурный диспетчер Брыкин установил, что катер находится на траверзе Макарьевка и отсутствует видимость.
В 20 час. ветер достиг ураганной силы 30-40 м/сек.
при сильном снеге с дождем.
Диспетчер т. Брыкин попросил диспетчера порта послать к б/к «Алмаз» на помощь более мощный буксир типа МБ-405, однако диспетчер порта передал, что МБ-405 выйти не может, ввиду отлива, и передал трубку капитану порта т. Бармину В.Ф., который передал команду – держаться против волны и всем членам команды одеть спасательные жилеты.
В 20 ч. 15 м. т. Жуков передал с «Алмаза», что идут против волны, на судне все в порядке.
В 20 ч. 30 м. т. Жуков запросил направление ветра и идет ли снег. Т. Брыкин ему ответил, что ветер северозападный, западный, и что в Александровске снег...».
После экипаж катера «Алмаз» на связь не выходил.
Находящимися вблизи судами и радиостанцией леспромхоза никаких сигналов бедствия не принималось.
Начиная с 11 октября 1968 г. Александровским ГК КПАА, леспромхозом и комбинатом «Сахалинлес» начались активные розыски катера «Алмаз». Что подтверждает также приказ по Северо-Сахалинскому леспромхозу комбината «Сахалинлес» № 113 от 11 октября 1968 года «О розыске буксирного катера «Алмаз» (ф. 69, оп. 1, ед. хр. 172, л. 227).
Сформированы поисковые группы, обследующие пешим порядком побережье, вертолетом осуществлялись регулярные рейсы обследуя прибрежные полосы от Александровска на север до с.Виахту, на юг до п.Бошняково. Начиная с 18 октября б/к «Орел», «Сахалинец» и «Тымь» исследовали районы на север от Александровска до п.Погиби. Привлекли к поиску также суда: т/х «Орехово-Зуево», т/х «Яна» для обследования района от порта Корсаковка до мыса Тык, суда рыбокомбината «Разлив» и гидрометобсерватории «Рассвет», которые вели поиски на восточном берегу материка. Были привлечены и самолеты ИЛ-14, совершавшие облет как восточного побережья материка, так и западного побережья Сахалина.
Выдержка из приказа № 125:
«...В результате облета вертолетом в районе Черной речки 12 октября был обнаружен выброшенный на берег плашкоут ПС-477. На плашкоуте находились шкипер т. Сарена и матрос т. Ладный.
Позднее, 3 ноября, 7 клм. южнее п.Агнево на берегу были обнаружены и доставлены вертолетом в Александровск двое погибших из команды б/к «Алмаз». Как выяснилось из опознания родных, близких и сотрудников ЛПХ-за по приметам это были: старший помощник капитана Жуков Г.А. и матрос Скомороха А.П. Эти товарищи похоронены 6 ноября 1968 г. на кладбище г.Александровска...».