В первые дни сентября сахалинцы и курильчане вместе со всей страной отметили День Победы над милитаристской Японией и окончание Второй мировой войны и освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. В августе 1945 года в ходе боев на Дальнем Востоке многие советские воины продемонстрировали истинный патриотизм, мужество и героизм. Это было поколение людей-победителей, на долю которых выпали все тяготы военного лихолетья, борьба с немецким фашизмом и японским милитаризмом. Мы, ныне живущие, должны чтить и помнить подвиги миллионов советских людей, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины.
Одним из тех, кто навечно вписал свое имя в пантеон героев-освободителей Южного Сахалина и Курильских островов был простой сахалинский парень Антон Буюклы. Родился Антон Ефимович в 1915 году в Запорожье в многодетной крестьянской семье, работал в сельском хозяйстве и строительстве, а военную службу по призыву проходил на другом конце страны – у нас на Северном Сахалине в 52-м Сахалинском погранотряде. В 1939 году, отслужив положенный срок, решил обосноваться в Александровске на Сахалине, в то время областном центре Сахалинской области, где до начала Великой Отечественной войны трудился в местных артелях «Точмех» и «Сахтранспортник», руководил организацией спортивного общества «Спартак».
По воспоминаниям друзей и сослуживцев, Буюклы был парнем жизнерадостным, с веселыми голубыми глазами, любил петь, при этом он являлся «исключительно дисциплинированным воином», прекрасно владевшим своей воинской специальностью.
В июле 1941 года Антон Ефимович, оставив дома в Александровске молодую жену и маленького сына, ушел в Красную Армию. Служил поначалу в полевом хлебозаводе, а в 1943 году он был переведен на должность командира пулеметного расчета 2-го батальона 165-го стрелкового полка 79-й стрелковой дивизии 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта. Полк, в котором служил Буюклы, дислоцировался на Северном Сахалине.
Утром 11 августа 1945 года началась Южно-Сахалинская наступательная операция. Наши войска перешли границу, на Сахалине начались жаркие, ожесточенные бои за освобождение южной части острова. Советским войскам противостояла 88-я пехотная дивизия, пограничники и отряды вооруженных резервистов «Токусэцу кэйбитай». За предшествующие боевым действиям шесть лет японцам удалось создать мощную систему обороны, важнейшими элементами которой были доты и дзоты, причем в некоторых из них находились так называемые смертники – японские солдаты, прикованные цепями к стенам и пулеметам.
Главным оборонительным рубежом противника был знаменитый Харамитогский укрепрайон, построенный японскими инженерами по всем правилам военной науки. 13 августа 165-й стрелковый полк, оставив за спиной взятый в трудном бою пограничный пост Хандаса (ныне – с.Рощино), приступил к штурму первой полосы укреплений. Находившийся на «острие атаки» 2-й батальон Героя Советского Союза капитана Григория Григорьевича Светецкого, в котором проходил службу Антон Ефимович, у небольшой речки Сивасу-гава (ныне – р.Гильзовка) был остановлен губительным огнем крупнокалиберного пулемета из дзота. Попытка подавить опорную точку врага огнем противотанковых ружей и снайперов не удавалось. Использовать танки и артиллерию, как это было успешно сделано при взятии Хандасы, из-за особенностей местности возможности не было. При этом текущая боевая обстановка требовала быстрейшего продвижения вперед.
На левый фланг вынужденных откатиться назад и залечь наступающих прибыл замполит батальона капитан В.М.Котенко. На его вопрос, обращенный к коммунистам: «Кто решиться подавить дзот?», отозвались несколько бойцов. Выбор пал на Буюклы, он вызвался первым. В направлении изрыгающего смертельный свинец японского дзота, прикрываясь щитком, накануне повышенный (за боевые заслуги) до звания старшего сержанта, Буюклы выдвинулся в паре с бойцом Михаилом Дубининым.
Слева наших пулеметчиков прикрывала небольшая группа пехотинцев, для многих из которых тот тяжелый бой в предполье Харамитог также станет последним. Продвигаясь ползком вперед, толкая перед собой многокилограммовый пулемет «Максим», делая короткие остановки, советские воины вели с японским пулеметчиком огневую дуэль и постепенно приближались к цели. Периодически на какое-то время дзот замолкал, но раз за разом будто заговоренный он вновь оживал, продолжая сеять вокруг себя смерть.
Согласно сохранившимся воспоминаниям оставшихся в живых участников боя, 2-й батальон из-за огня японских пулеметчиков таял буквально на глазах, ситуация была критическая. К тому же, сбоку по небольшой атакующей группе из замаскированного укрытия чуть западнее дзота неожиданно ударил еще один вражеский пулемет. Когда до вражеского дзота оставались считанные метры, пулей в грудь на вылет был смертельно ранен Дубинин, ранение получил и старший сержант, который, собравшись с последними силами, бросился к дзоту и на глазах у оставшихся позади однополчан своим телом блокировал огневую точку противника. Совершив этот подвиг, пожертвовав собой, Антон Ефимович Буюклы спас многие жизни своих боевых товарищей и открыл путь атакующим подразделениям.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом отвагу и геройство старшему сержанту Антону Ефимовичу Буюклы посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Помимо этого, Приказом Министра обороны СССР герой навечно зачислен в списки личного состава воинской части, а также награжден орденом Ленина.