Однако место обнаружения вызывает вопросы. О чем с нами поделился Темур Мироманов, заместитель директора музея «А.П.Чехов и Сахалин». Дело в том, что заключенных в кандалах содержали в Воеводской тюрьме возле Дуэ, в нескольких километрах от места находки. В XIX веке на этом участке находился пустырь – последним перед ним строением была усадьба Ландсберга, где сейчас расположен наш историко-литературный музей.
«Очень странно, что заклепанные кандалы нашлись именно здесь. Потому как в Александровской каторжной тюрьме разряда испытуемых и исправляющихся, которая находилась на месте нашей центральной площади, людей в кандалах не держали», – отметил Темур Мироманов.
Одна из версий – побег каторжанина. Однако подтвердить эту теорию невозможно, ведь на кандалах нет клейма, а возможный временной период их использования слишком широк – с 1869 по 1906 год. Находка оказалась на глубине двух метров в почве с высокой кислотностью, которая за столетие полностью уничтожила бы любые останки.
Есть и другие предположения. Например, заключенного могли убить другие каторжане или даже японские солдаты во время вторжения 1905 года.
«В июне-июле 1905 года японцы высадили десант и захватили Пост Александровский. Каторжные разбегались, и вполне кто-то из них мог погибнуть от японской пули или штыка», – рассуждает историк.
Особую ценность кандалам придает заклепка, которая свидетельствует, что их официально не снимали с человека. ВОЗМОЖНО, ЧЬЯ-ТО ТРАГЕДИЯ ЗАСТЫЛА В ЭТИХ ОКОВАХ.
«Обычно после освобождения каторжника кузнец срубал заклепку, и оковы шли на повторное использование. В музее хранятся закрытые экспонаты, но все они поступили в коллекцию еще в середине XX века. Впервые за 37 лет моей работы в музее была сделана такая находка», – объясняет Темур Мироманов. – «Из похожих случаев лет 10 назад недалеко от сквера Тельнова на склоне возле автостанции во время работ также нашли кандалы, но это были лишь кольцо и два звена цепи без заклепки. На берегу моря много кандалов находили, очень много… В этот раз найден почти полный комплект! Не хватает только одного звена».
Теперь этот артефакт займет достойное место в музейной экспозиции, напоминая посетителям о суровых страницах истории Сахалина. Эти ржавые кандалы – не просто экспонат. Это немой свидетель чьей-то тяжелой судьбы, ключ к пониманию того, как жили и умирали люди на сахалинской каторге. А главное – напоминание, что земля еще хранит множество нераскрытых тайн.