Люди из легенды – белые халаты,
Люди, защитившие грудью нас с тобой,
Люди, приходившие к раненым в палаты,
Как идут в последний и смертельный бой.
Одолели беды, победили, выстояв,
И пути закрыли смертоносной мгле…
И недаром названы те бои без выстрелов,
Подвигом во имя жизни на земле…
Годы все дальше уносят нас от тех страшных лет, забыть которые мы не имеем право. Все меньше остается очевидцев той войны. Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для нашего государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Плечом к плечу с воинами Советской Армии прошли дорогами войны советские медики. С первых дней войны они спасали бойцов, не жалея себя. Вытаскивали раненых с поля боя и оперировали по нескольку суток без сна – все это ради достижения одной цели – Победы.
Война шла не только там, где стреляли, воевали везде, на линии фронта, в тылу, на заводах. Сейчас, как никогда, хочется приоткрыть только одну страничку той страшной войны.
В военные годы каждый раненый солдат прошёл через руки врачей, фронтовых медицинских сестёр, фельдшеров и санитаров. Давайте представим себе один день из жизни военного медика.
Вынося с поля боя смертельно раненого бойца, медсестра приговаривала: «На меня, на меня обопрись сильней, наваливайся, ничего, не смотри, что я маленькая, знаешь какая я сильная. Сейчас мы тебя устроим. Медицина подлечит, и опять вернёшься в полк». Изнемогая, часто по несколько суток без отдыха и сна, из последних сил медицинские работники выполняли свой долг. Они откликались на каждый зов: «Сестра… Сестренка… помоги, миленькая!..». Иногда засыпали на ходу, чуть прижавшись к любой опоре, потихоньку плакали, скрывая слёзы, молча, от усталости.
Борьба за жизнь раненого начиналась сразу на поле боя. Особое внимание уделялось требованию выноса раненых с оружием, что восстанавливало не только человеческий, но и военно-технический потенциал Красной Армии. «Раненые бойцы с поля боя должны эвакуироваться до перевязочных пунктов обязательно с оружием», таков был приказ. А это ещё дополнительная тяжесть при выносе раненого с поля боя. Как выносили раненых с поля боя? На плащ-палатках, собственных плечах, ползком, под бомбежкой, пулеметным и артиллерийским огнем, первую помощь, истекающим кровью, оказывали чаще всего под обстрелом. В санитарной сумке находились только перевязочный материал, йод, нашатырь, ножницы, кровоостанавливающий жгут, блокнот, карандаш и шины.
Первая помощь заключалась в наложении раненому повязки, которая предохраняла рану от дальнейшего загрязнения, останавливала кровотечение и уменьшала боль, а также оказывала положительное психологическое воздействие на бойца.
Медик одним своим появлением помогал отогнать нередко возникавшую у бойца мысль об обреченности, а умелые его действия и подбадривающее слово поднимали моральный дух воина, укрепляли веру в спасение. Это был тяжелейший труд, в особенности, если учесть, что почти половина медицинских работников были женщинами!
Мало пишут о подвиге врачей, медсестёр, фельдшеров, санитаров военных госпиталей. Врачи-хирурги оперировали ежедневно без выходных. Только заканчивалась одна операция, как за ней следовала другая. Если же хирургов где-то не хватало, то врачам приходилось перемещаться от одного госпиталя к другому, чтобы провести следующую операцию.
В годы Великой Отечественной войны свыше 200 тысяч врачей и полумиллиона среднего медперсонала трудились на фронте и в тылу. Они героически шли в бой вместе с солдатами, вытаскивали их из-под пуль, порой загораживая их своим телом. Им удалось оказать помощь более 10 миллионам раненых. Во всех частях и подразделениях, действующей армии, в партизанских отрядах, в местных командах противовоздушной обороны находились солдаты службы здоровья, готовые в любой момент прийти на помощь раненым.
Хочу поделиться воспоминанием одного фронтовика Евгения Носова, он рассказал:
«Оперировали меня в сосновой рощице, куда долетала канонада близкого фронта. Роща была начинена повозками и грузовиками, беспрестанно подвозившими раненых… В первую очередь пропускали тяжелораненых. Под пологом просторной палатки, с пологом и жестяной трубой над брезентовой крышей, стояли сдвинутые в один ряд столы, накрытые клеенкой. Раздетые до нижнего белья раненые лежали поперек столов с интервалом железнодорожных шпал. Это была внутренняя очередь – непосредственно к хирургическому ножу…».
Операции проводились в сложнейших полевых условиях.
Враг продолжал стремительно наступать, шли ожесточенные бои. Необходимо было в короткий срок организовать медицинскую помощь на фронте и в тылу. Летом и осенью 1941 года в городах и поселках, в санаториях и домах отдыха создавались военные госпитали.
Одна из многих медсестёр военных госпиталей, вспоминает: «…Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых, а я одна. Вот не помню, где это было… В какой деревне… Столько лет прошло… Помню, что четыре дня не спала, не присела, каждый кричал... Я бегала от одного к другому, и один раз я споткнулась и упала, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненый, приподнялся на здоровый бок и кричал: «Молчать… молчать, я приказываю!». Он понял, что я без сил, а все зовут, зовут, им больно. И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала…».
И в тоже время, формировалась система этапного лечения раненых и больных с эвакуацией по назначению, она включала в себя четкое и последовательное оказание медицинской помощи, начиная с первой на поле боя и заканчивая специализированной в госпиталях фронта и тыла страны.
Непосредственно рядом с полем боя, создавались полевые подвижные лечебные учреждения, предназначенные для оказания медицинской помощи в полевых условиях, способные к самостоятельному перемещению вслед за войсками.
С первых дней войны медицинская служба испытывала серьезные трудности, не хватало кадров, ощущался резкий дефицит в медицинских средствах, так как значительная часть ресурсов здравоохранения была захвачена наступающими частями противника в первые дни войны.
Среди многочисленной армии медицинских работников хочется назвать имя Героя Советского Союза Зинаиды Михайловны Марченко. Она родилась в городе Полоцке, в Белоруссии, 23 ноября 1920 года в семье крестьянина. В 1941 году, за три месяца до начала войны, она выходит замуж за Иосифа Петровича Марченко. Началась война, и мужа призвали на фронт. Зина тут же поступила на курсы медсестёр и после окончания их ушла на фронт добровольцем. Служить Зина попала в 849-й стрелковый полк Сибирской дивизии. Первое боевое крещение она получила 11 июля 1942 года под Воронежем. Бой длился трое суток. Она наравне с мужчинами-бойцами ходила в атаку и там, на месте, оказывала медицинскую помощь, старалась тут же выносить раненых с поля боя. Из трёхдневного того боя она вынесла 40 раненых. За этот храбрый, самоотверженный подвиг Зина была награждена орденом Красной Звезды.
В 1943 году полк вёл бой у станции Горшечное, Курской области. Зина металась от одного раненого к другому, но тут ей сообщили, что ранен командир. Она тут же бросилась к нему. В это время немцы шли в атаку по полю. Снаряды рвались вокруг неё, но она продолжала ползти. Снаряд вновь разорвался невдалеке от неё, она увидела, что командир погиб, но рядом с ним находился планшет, где, как она знала, были секретные бумаги.
Зина с трудом доползла до тела командира, взяла планшет, сумела его спрятать за пазуху, но тут вновь раздался взрыв, и она потеряла сознание. Очнувшись, Зина увидела, что немцы идут по полю и добивают раненых. Расстояние до неё было уже незначительным, Зина решила притвориться мёртвой. Подойдя к ней, видя, что это женщина, немец стал бить её прикладом по голове, по животу, по лицу, она вновь потеряла сознание. Очнулась она уже ночью. Не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Вдруг она услышала русскую речь. Это санитары-носильщики шли по полю, забирали убитых. Зина застонала. Потом, громче и громче, этим самым она старалась привлечь к себе внимание. Наконец, санитары услышали её. Очнулась она уже в госпитале.
Из госпиталя Зина, через газету, писала письма на фронт: «Русские люди! Солдаты! Товарищи, я шла в одном ряду с вами и громила врага, но сейчас я не могу больше сражаться, прошу вас: отомстите за меня! Вот уже больше года я лежу в госпитале, у меня нет ни рук, ни ног. Мне всего 23 года. Немцы отняли у меня всё: любовь, мечту, нормальную жизнь. Не щадите недруга, который пришёл незвано к нам в дом. Истребляйте фашистов, как бешеных псов. Отомстите не только за меня, но и за поруганных матерей, сестёр, своих детей, за сотни тысяч, угнанных в рабство…».
Более 85 000 медиков погибли или пропали без вести, среди которых 5 000 врачей, 9 000 средних медицинских работников, 71 000 санитарных инструкторов и санитаров. В период войны смертность медработников была на втором месте после гибели на полях сражений бойцов стрелковых подразделений.
Пройдут годы, десятилетия, век за веком прошумят над землёй. Придут новые поколения. Но пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.
Война закончилась и пушки замолчали.
И годы сгладили великую беду.
И мы живём! И мы опять весну встречаем!
Встречаем День Победы! Лучший день в году!