ср, 15 янв.
19:33
Александровск-Сахалинский
-15 °С,
Мы Вконтакте

Александровск – моя малая родина!

9 июля 2021, 21:52ПерсоныФото: Учитель с учениками школы №6 Татьяна Сафроновна Лосева, 1956 г.

Сегодня мы публикуем воспоминания о своем детстве и юношеских годах Людмилы Ивановны Беляевой, родители которой и вся ее семья проживали с 1940 в поселке Погиби, что находится на севере Сахалина, а с 1947 года по 1976 в Александровск-Сахалинском районе.

В 1976 году она переехала в г.Южно-Сахалинск, а оттуда в 2014 году в г.Санкт-Петербург, где по настоящее время проживает и является координатором отделения организации «Дети войны».

Приехала Людмила Ивановна в город к своим друзьям, посетила дорогие ей с детства места, где училась и работала, и поклонилась могилам близких родствен­ников.

 – В 1940 году мама везла нас – меня полугодовалую и сестру 2,5 лет – на Саха­лин к моему папе, который уже трудился там с 1938 года десятником. Ехали мы из Саратова, маме было тогда 23 года. Трудно сейчас представить с какими трудностями пришлось ей столкнуться в дороге. Путь лежал от Москвы до порта Ванино, кото­рый находится на берегу Татарского про­лива, – вспоминает Людмила Ивановна.

На фотографии родители Людмилы Ивановны, ее сестры и брат, а также четырехлетняя дочь Людмилы Ивановны, которой сейчас уже 60 лет.

На севере Сахалина, еще до начала Великой Отечественной войны, началось строительство нефтепровода от города Охи, через поселок Погиби, затем через Татарский пролив, до нефтеперерабаты­вающего завода в городе Комсомольске-на-Амуре. На эту стройку в стране была объявлена вербовка рабочих, и отец Люд­милы Ивановны вместе с ними прибыл на Сахалин. На фронт его не взяли, всю войну он работал на стройке. В это время в по­селке Погиби у Людмилы Ивановны роди­лись еще сестра и брат.

 – В 1947 году, прожив недолго в Хоэ, наша семья переехала в Александровск. Мы и все другие жители, кому надо было попасть в город, перевозились в трюме же­лезного плашкоута, который нас доставлял к пирсу г.Александровска ранним утром. На пирсе морского торгового порта я впер­вые увидела машины, в которые грузили уголь, лес, а ведь на рейде, где мы ожидали выгрузки, эти машины мне казались игру­шечными.

 На рыбокомбинате, где работал папа, нам вскоре выделили дом в поселке По­ловинка с земельным участком. В этом двухкомнатном доме мы жили всей семь­ей, учились, получали дипломы в учебных заведениях Александровска, и постепенно разъезжались, а потом возвращались на работу, – продолжает Людмила Ивановна.

 На Половинке были все необходимые условия для жизни людей. Семилетнюю школу, которую в половодье в 1948 году снесла речка, быстро построили в новом месте на горе, и там же появился новый клуб. Работала столовая, магазин, баня, бондарный цех, где изготавливали бочки для засолки сельди, также конюшня, мед­пункт, стояла небольшая воинская часть, а главное работал рыбзавод, к пирсу кото­рого подходили по утрам малые рыболов­ные сейнеры, и из трюмов рыбонасосом выкачивали рыбу, которая поступала в за­сольный цех в огромные чаны. Также была судоремонтная база, пошивочный цех, где женщины ремонтировали и шили новые сети.

 – В поселке было много многодет­ных семей. Жили трудно, но не голодали. Именно с тех пор я помню слова мамы: «Нас всех кормит земля, море и лес, толь­ко надо нам всем много трудиться, полу­чить образование, жить дружно и весело». Маму я помню вечно сидящую за ведром с картошкой, которую она, на удивление, чистила быстро, тонко срезая кожуру. Кар­тофель был главным продуктом питания, а еще свежая рыба, которую могли ловить все желающие. Рыбу и сейчас мы любим включать в свой рацион питания, – расска­зывает она.

 По дому было очень много работы. Старшие дети носили воду двумя ведрами на коромысле. Летом она использовалась для полива грядок у дома, а зимой надо было заполнять бочку. Стирали белье рука­ми, с помощью деревянной доски, хозяй­ственным мылом. Ягоды и грибы собирали в лесу: собирались группой 5-6 человек, вставали ранним утром и шли по берегу в район п.Мгачи с ведрами за плечами, а вечером тем же путем обратно.

 – Школа была для нас родным домом, а учителя – старшими друзьями. Мы могли вечером пойти домой к учителю математи­ки Марии Капитоновне Ковалевой и при­гласить в школу, чтобы она нам помогла разобраться с домашним заданием. Часто, после окончания второй смены, мы возвра­щались, мыли пол в своем классе, а потом усаживались за деревянные парты и кру­тили кинопроектор со слайдами или диа­фильмами, – делится Людмила Ивановна.

 Дети в то время рано взрослели. После 7-го класса выбирали профессию, благо в Александровске было много учебных за­ведений: горный техникум, медицинское и педагогическое училища, ремесленное и кулинарное училища.

 Учителя и родители, повседневный труд на земле, ежедневные хозяйственные работы в доме и много других навыков по­могали преодолевать трудности и неудачи, радоваться своим успехам. По воспомина­ниям Людмилы Ивановны, после оконча­ния 7-го класса они ежедневно, несмотря на погоду, ходили в Александровск на уче­бу пешком – замерзая, промокая в дождь – но при этом не опаздывали на занятия. В 17-18 лет получали уже дипломы и вы­езжали на работу в различные районы об­ласти.

 – Моя первая учительница Раиса Ни­колаевна Попова, классный руководитель в старших классах Татьяна Сафроновна Лосева и другие учителя сыграли важную роль в выборе моей профессии – учителя. В 1957-1958 годах нам, восьми половин­ским девчонкам, выдали дипломы учителя младших классов, – рассказывает собесед­ница.

 Людмила Ивановна вспомнила одну школьную историю, когда они в 7-м клас­се на 8 Марта вместе с родителями купили валенки и подарили их классному руково­дителю. Ученики всю зиму наблюдали, как она ходила в резиновых сапогах, а они – в валенках. Татьяна Сафроновна удивленно вскинула глаза и вдруг, заплакав, вышла из класса. Через несколько дней они увидели ее в тех самых валенках и были искренне рады.

Выпускницы Александровск-Сахалинского педагогического училища, 1958 год.

 Всем трудно жилось в те послевоен­ные годы, но эти годы вспоминаются как-то тепло и радостно. В детстве сложились крепкие дружеские связи, жизнь научила не бояться трудностей, радоваться успехам других. Людмила Ивановна вспоминает как тогда искали возможность немного заработать и помочь семье. Находили ра­боту на рыбзаводе, где вытаскивали из се­тей застрявшую рыбу, и получив по итогу выполненной работы 1,5-2 рубля могли рассчитывать получить от родителей 30-40 копеек. В те времена билет в кино стоил 5 копеек, песочное пирожное 24 копейки, а 100 грамм кофейных подушечек – 12 копе­ек. Светом обеспечивала электростанция до 23 часов вечера, а затем он «моргал» три раза и отключался. И все разбегались по домам. Спрос за опоздание был стро­гим. Главным местом отдыха и свиданий был берег моря, где стояли старые дере­вянные кунгасы, отдыхающие там купа­лись и загорали.

 – Не могу не сказать о замечательных людях того времени. В поселковом клу­бе директором был Яков Яковлевич Диц, он же нас и научил танцевать вальс, кра­ковяк и даже бальный вальс. Директором педагогического училища в то время была Анастасия Емельяновна Кобзарь, у кото­рой не было своей семьи, но было много душевного тепла и любви к нам. Она «под­кармливала» студентов из бедных семей, которые жили только на стипендию 12-14 рублей в месяц. Каждое утро Анастасия Емельяновна встречала нас у входа в зда­ние и мне казалось, что она нас всех знала по именам и фамилиям, – делится воспо­минаниями Людмила Ивановна.

 Родители нашей собеседницы изо дня в день показывали своим детям пример самоотверженного труда и сделали все, чтобы все семеро выжили, получили образование и вернулись на Сахалин. Они научили их честно жить, доводить дело до конца, дружить и сохранять на долгие годы друзей, ценить семейные отношения, помогать другу, любить лю­дей и быть патриотами своей страны. Мама всегда была в курсе всех событий в стране. Вечная труженица на кухне, она слушала радио целый день и вечерами рассказывала о всем, что происходило в мире. Она поругивала папу, когда он сообщал, что подписался на 2-3 газеты и журнал, на государственные займы (а они объявлялись регулярно и деньги за них высчитывала бухгалтерия еже­месячно). Но она никогда не выражала недовольство, когда налог в 100 литров молока каждое лето по утрам носила в ясли в 2-литровом бидончике, а на кухне ставила галочки на бумажке. Все семеро детей в этой семье выросли трудягами. Они все вместе помогают друг другу, ни­кто из них не забыт. Такими выросли и их четырнадцать внуков.

 – Я регулярно приезжаю в Александровск. Многое изменилось, но по-преж­нему здесь живут гостеприимные, добрые и отзывчивые люди, которые, как и я, ра­дуются, что в городе стало меньше вет­хих домов, становится чище, улучшаются дороги, строятся новые красивые дома и детские площадки с мягким покрытием. Проблем, конечно, в городе еще множе­ство. Хочется в будущем видеть ухожен­ный парк, где жители вырастят деревья и кустарники, цветы (пример тому террито­рия храма). Прекрасная аллея Славы за­кончится благоустройством всей террито­рии вокруг Дома культуры, появятся люди, которые будут поддерживать порядок у памятника Тельнову, станет ухоженной территория всей улицы Чехова.

 И немного о Половинке, ставшей те­перь дачным селом, где уже не река, а ручей, а автобус останавливается около полуразрушенной остановки, где бродят коровы местного фермера. В июле-авгу­сте село оживает, много отдыхающих из Александровск-Сахалинского, Тымовско­го, Ногликского и других районов и горо­дов приезжают на этот, когда-то чистый, теплый морской берег.

 Я прощаюсь со своим городом с чув­ством удовлетворенности об увиденном и услышанном, и надеюсь что админи­страция города и неравнодушные жители сделают все от них зависящее, чтобы год от года улучшались и становились более комфортными условия жизни в районе, – выражает свои пожелания и надежды Люд­мила Ивановна.

Авторы:Наталия Крайнова