пт, 26 апр.
06:03
Александровск-Сахалинский
+5 °С, облачно
Мы Вконтакте

Любовь к родным местам

16 июля 2021, 22:22Персоны
Фото:

16 июля 2021 года старейшему на Сахалине населенному пункту – селу Дуэ – исполняется 165 лет. Именно отсюда началась история нашей области. Именно отсюда уходили груженные сахалинским углем корабли. Здесь было положено начало развитию угольной промышленности на острове. Но как все начиналось?

Во время неудачной для России Крымской войны (которая для нас имела и второе, более значимое, назва­ние – Восточная) в феврале 1855 года главой россий­ской дипломатической миссии адмиралом Путятиным в японском городе Симода был подписан договор, во 2-й статье которого говорилось, что Сахалин «остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени». В сложившейся обстановке перед Росси­ей встала трудная задача по закреплению своего влияния на острове. Именно поэтому в апреле 1856 года генерал- губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев приказал направить на Сахалин команду матросов с целью добы­чи каменного угля для парохода «Америка», отправляю­щегося с миссией Е.В.Путятина в Китай в будущем году. Возглавил экспедицию на остров капитан-лейтенант Н.М.Чихачев, который 16 июля основал у мыса Дуэ пост. Первое время пост не имел официального названия и в переписке 1856-57 гг. именовался по-разному: «Пост на о.Сахалине», «Сахалинское зимовье». Лишь к 1858 году за ним закрепилось название «Дуэ». (Поэтому некото­рые исследователи неправильно считали именно этот год основанием населенного пункта). Название было дано по одноименному мысу Хойнджо-Дуэ. Известный исследователь Сахалина А.Н.Криштофович (1930) со­вершенно справедливо объясняет, что нивхское название мыса Руи ассоциировалось у Лаперуза и его спутников, побывавших здесь в 1787 году, с именем французского города Дуэ. Им мы и обязаны современным названием поселка. В 1890 году Дуэ был единственным на западном побережье Сахалина населенным пунктом, расположен­ным к югу от Александровска. С 1904 года началось со­кращение тюрем и каторжных работ. Окончательно все­российская каторга на Сахалине была закрыта царским правительством 10 апреля 1906 года в связи с передачей южной половины острова Японии. Селения обезлюдели, а некоторые были вообще заброшены.

 В Дуэ угольными разработками некоторое время за­нималось товарищество «И.О.Маковский и Кº». Боль­шинство рабочих на них было китайцами. В 1907 году добыча здесь полностью прекратилась. В 1910 году шах­ту «Воевода» арендовал торговый дом «В.А.Кузнецов и Кº», обязавшийся поставлять уголь во Владивосток. Ка­зенные разработки дуйских копей велись в небольших размерах для нужд поста Александровского. Порт Дуэ, как следует из отчета Александровской заставы за 1911 год, сам по себе не был удобным для стоянки пароходов. Не было бухты, которая бы защищала суда от западных и северных ветров; около пристани в воде и сейчас тянутся гряды камней, которые мешали катерам и баржам сво­бодно подходить к пристани, которая не была оборудова­на и мало имела перевозочных средств, благодаря чему получалась страшная медлительность в работе. Прибы­вающие в Дуэ пароходы нагружались углем недели по три, а иногда по целому месяцу.

 В 1920 году в Александровске и в Дуэ с бортов бро­неносца «Микасо» и крейсера «Мисими», оснащенных гидропланами, высадились японские солдаты. Контроль над угольными месторождениями на Северном Сахалине взяли на себя военно-морские силы Японии. Вывоз угля на материк был запрещен, российские предприниматели были вытеснены из угольной отрасли, шахты оказались в руках японцев... После вывода оккупационных войск в 1925 году вплоть до 1939 года разработка на Дуйском месторождении велась японцами на условиях концесси­онного договора СССР с Японией.

После окончания Второй мировой войны и освобо­ждения Южного Сахалина от японцев шахта «Макарьев­ка» вошла в подчинение треста «Александровскуголь». После его ликвидации в апреле 1959 года она перешла в непосредственное подчинение комбината «Сахалинуголь». Ликвидирована шахта приказом МУП СССР № 104 от 26 февраля 1977 года и приказом объединения «Сахалинуголь» № 128 от 25 марта 1977 года.

Лишенные заработка люди стали уезжать. Отток на­селения стал особенно заметным в годы перестройки. Если в 1960-е в поселке городского типа Дуэ проживало более трех тысяч жителей, то начиная с 90-х рабочий по­селок практически полностью опустел, закрылись дет­ский сад и школа.

 На данный момент в селе Дуэ проживают около 35 человек, но в летний период эта цифра увеличивается из-за приезжающих дачников.

 С 2005 года в селе ежегодно проводится Летний пра­вославный лагерь по инициативе активистов молодеж­ной общественной организации «Братство Александра Невского» с Южно-Сахалинска. Бывает, что предсе­датель совета региональной организации протоиерей Виктор Горбач собирает более ста человек. Они разме­щаются на берегу, у памятного православного креста, который был установлен на двухсотлетие со дня Рожде­ния Святителя Иннокентия. Православный лагерь обычно приезжает на праздник День села Дуэ, 16 июля, и организовывает небольшую концертную программу для местных жителей.

 А как жили люди? Своими воспоминаниями подели­лась Лидия Павловна Третьякова, которая проживает в селе с самого рождения – с 1943 года.

 – Раньше поселок населяли 5500 человек, 500 из них – дети, и жизнь в нем кипела. Но это было до 1977 года, потом уже закрыли шахту, где работали люди, и за неимением рабочих мест многим пришлось покинуть село. Те, кто остались, работали на карьере, или находили дру­гую подходящую работу.

 Бабушка с моим папой переехала сюда в 30-х го­дах из г.Харькова. Бабушка грамотная была, партий­ная, делала ревизии в магазине. Отец окончил местную церковно-приходскую школу. В Великую Отечественную нес службу в Кавалерийском полку. Всю жизнь он про­работал заведующим сельским клубом и играл на мно­гих инструментах, обучился всему этому сам – он брал конский волос, делал из него струны, так учился играть на инструменте, который сделал в 5 лет. Организовывал праздники, руководил струнным и духовым оркестрами, а также ездил на конкурсы в Москву. Мама работала на угледобывающем производстве, была награждена меда­лью за доблестный труд в ВОв 1941-1945 гг., а также ме­далью «Материнская слава».

 Позже родились мои два брата и четыре сестры, все мы жили в нашем селе. В длинном бараке у нас была двухкомнатная квартира со стеклянными дверьми, ко­ридор был очень большой, а стены были обклеены изо­бражениями красивых японских девушек, – вспоминает Лидия Павловна.

 Очень интересная была жизнь нашей собеседницы в этом доме, где их семья соседствовала с семьей из Японии. Они очень были дружными и часто обедали за общим столом. В семье японца Нагоёси Накаморе, кото­рого русские звали дядей Володей, и его русской жены Варвары было шестеро детей. Они жили очень бедно, в основном питались дарами леса и моря.

– Интересно он солил лопухи и папоротник, мы так обычно солим огурцы, но это было очень вкусно. Рыбу Нагоёсе готовил на решетке, и всегда использовал при­правы разнообразные, ел он все палочками – хаси, и всегда приносил нам еду, чтобы мы попробовали. Очень добрый был.

 Печки в домах топили углем, детьми мы собира­ли его около рельсов, где проходил переполненный им паровоз. Еще мы ходили рвать дикий чеснок по бере­гу, ягоды, горох и с удовольствием их кушали. И, ко­нечно, мы не забывали играть в разнообразные игры. На берегу стояла столовая, помню, пончики стоили 5 копеек. Мы сейчас с некоторыми друзьями детства даже переписываемся, созваниваемся, – рассказывает собеседница.

 Лидия Павловна училась в школе, которая находилась на сопке в японском деревянном здании. Там она окончи­ла три класса. Первым учителем была Мария Яковлевна Федоркина. С 4 по 7 класс Лидия Павловна отучилась уже в самом Дуэ.

 Когда ей исполнилось 16 лет, она пошла работать породовыборщицей. На берегу была большая эстакада с лебедкой и пристань, где рабочие грузили уголь на па­роход.

 В 17 лет она поступила с подругой в горно-промышленную школу в г.Горнозаводске учиться на шту­катура-маляра. Жили они в бараке с ребятами с Саха­линской области. Окончив обучение, Лидия Павловна вернулась и устроилась работать на стройку: строили дома, столовую, в Александровске она принимала уча­стие в строительстве медицинского училища. Во время строительства жилого дома в с.Мгачи работникам нача­ли раздавать квартиры, но Лидия Павловна отказалась переезжать туда, и осталась в Дуэ, потому что, как она говорит, безумно любит свое село и ни на что его не променяет.

 Здесь же в Дуэ Лидия Павловна встретила своего мужа Михаила Петровича. Его семья приехала на Саха­лин в 1949 году, когда ему было 11 лет. Он был старше Лидии Павловны на пять лет, но уже тогда был уверен, что она станет в будущем его женой. Так и произошло спустя годы. Работал Михаил Петрович слесарем в га­раже, потом водителем на экскаваторе. Позже родились четверо их детей – три сына, и дочь.

 Жители села держали скотину, вели хозяйство – это было одним из источников пропитания. Дом, где жили Третьяковы, стоял на сопке, но в один из дней она об­валилась, и все что было нажито годами, рухнуло вниз, не оставив ничего целого под собой. Семье пришлось переехать на новое место, неподалеку, и начать заново строить свой быт.

 – Нас здесь живет четыре поколения – я, дети, внуки, правнучка. Я сказала, что никуда с родного места не пое­ду, а те, кто хотел, все уже переехали. Я люблю эти места, часто хожу в лес, собираю грибы и ягоды. У нас даже со­хранился на рабочем ходу мотоцикл «Урал» с 1967 года, – делится Лидия Павловна.

 В 2020 году все жильцы, кто остался в селе, перееха­ли жить в новый дом, построенный по программе пере­селения из ветхого жилья.

 Чем же занимаются сегодня сельчане? А кто чем: кто-то выращивает овощные культуры, кто-то выбирает для себя занятия и промыслы по интересам. Близость моря располагает к рыбалке.

 Для некоторых жизнь в сельской местности может показаться сложной, а кто-то, как наша собеседница, все­ми фибрами души стремится к этому, и любит ее всем сердцем. А что может быть лучше, чем жить в свое удо­вольствие?

Авторы:Наталия Крайнова