вс, 22 дек.
03:36
Александровск-Сахалинский
-17 °С, облачно
Мы Вконтакте

«...Подвиг звучит как-то слишком пафосно»

8 октября 2021, 18:00Персоны

Владимир Равдугин поделился своими впечатлениями от путешествия через всю страну

 Александровск-Сахалинский тепло встретил сво­его земляка Владимира Александровича Равдугина, завершившего свой одиночный велопробег длинной в 12 тысяч километров от Ялты до Александровска-Сахалинского, приуроченный к 125-летию основания первого сахалинского музея в посту Александровском, а также 100-летию чеховского музея в Ялте. Этим маршрутом когда-то проехал великий писатель и путешественник Антон Павлович Чехов. Многие с огромным вниманием следили за ходом путешествия, переживали и поддерживали Владимира Александровича. Мы также наблюдали за ним в социальных сетях и с нетерпением ждали возвращения, чтобы узнать ответы на интересующие нас и наших чита­телей вопросы из первых уст, а он с удовольствием встретился с нами и поведал о своем приключении длинной во всю Россию.

– Владимир Александрович, как чувствуете себя после такого пути, устали?

– Физическая усталость ощущалась периодически, но перед финальным броском я девять дней отдохнул у сына в Хабаровске, так что приехать и проспать сутки желания не было. Особенно после такого позитивного приема полон сил и энергии.

– Всем в первую очередь интересно как же роди­лась идея этого путешествия, расскажите, пожалуй­ста?

– Еще с детских лет я любил путешествовать, ходил в горы в Киргизии, где родился, затем ходил в походы с детьми из туристического клуба «Аист», ездил с семьей в отпуск, и смотря на карту, меня всегда поражали вели­чие и многогранность нашей страны, появлялись мысли – вот бы взять да поехать, посмотреть матушку-Россию своими глазами.

Интересными были и путешествия других людей, на­пример, наш великий российский путешественник Ф.Ко­нюхов одним из первых совершил такой путь на велоси­педе от Москвы до Находки. Я тогда еще подумал: «Вот бы попробовать также». И эта мысль запала в душу. К тому же, еще будучи учителем в с.Хоэ, не раз шутил, что возьму отпуск и поеду. Но жизнь закрутила в свой водо­ворот. Также свою роль сыграла моя работа в музее Чехо­ва – я интересовался жизнью великого писателя, его пу­тешествием, рассказывал об этом другим и, когда стало больше свободного времени, как у молодого пенсионера, мне захотелось провести его с пользой, тут все ниточки и привели меня к давней задумке. Я обдумывал идею, и в качестве теста мы с сыном в августе прошлого года проехали от Александровска-Сахалинского до Южно-Сахалинска на велосипедах. Получилось здорово. И тог­да у меня появилась уверенность, что я преодолею че­ховский путь от Москвы до Сахалина. Начал готовиться, отправив в январе свое снаряжение: велосипед, который верой и правдой служил мне 10 лет, палатку и немного по мелочи. 21 апреля, прибыв на точку отправления в Ялту, я начал свой путь.

– Как отреагировали ваши родственники на этот подвиг?

– Вот сразу хочу оговориться, подвиг звучит как-то слишком пафосно. Это обыкновенный туристический по­ход, просто достаточно длинный по времени. Я и своим родственникам говорил, что ничего сверхъестественного нет в этом. Просто берешь и едешь на велосипеде, напри­мер, как от Александровска до Тымовского. Здесь при­мерно также, но проходит он не за один день. Я считаю, такое путешествие посильно любому опытному велоси­педисту, у которого есть время и физические силы. По началу, родные даже и не верили, что я серьезно настро­ен на этот велопробег, пока не показал билет на Москву. Тогда началось легкое волнение, но когда я добрался на велосипеде до Москвы очень даже хорошо, оно немного стихло. А во мне еще больше крепла уверенность, что я доеду до финиша. Я благодарен всем родственникам и друзьям, музею Чехова, ЦДТ «Радуга» и всем, кто ока­зывал мне моральную и информационную поддержку в этом путешествии. Это давало мне сил и настрой, что я уже по-любому должен добраться до финиша.

– Расскажите, пожалуйста, все ли шло как вы за­думали?

– Я, наверно, слишком оптимистичные сроки зало­жил, думал управиться за 120 дней, а по факту полу­чилось, что я приехал на месяц позже, чем планировал. Весь маршрут я построил из расчета, что дневной пробег у меня будет составлять около ста километров, но бы­вало и по 120 километров в день и по 180 километров проезжал, старался держаться планового показателя. Но задержка была связана с тем, что по ходу путешествия у меня было очень много встреч с друзьями детства, с родственниками, которых не видел долгое время, а не­которых и ни разу в жизни, с одноклассниками решили встретиться, кто проживает в центре России. За время путешествия я только родственников посетил более 35 человек. А сколько чеховских мест обошел, музеев... Поэтому иногда получалось – где планировал пробыть один день, оставался на два-три. Но нить маршрута, как проехал Антон Павлович Чехов, я выдержал всю, а это и было главной целью. Возможно, не все получилось глад­ко, в Улан-Удэ произошел не очень приятный случай и был утерян дневник, который я вел по пути, и фотоархив, а также документы и кошелек. Благодаря отзывчивости и оперативной помощи со стороны работников поли­ции, паспортного стола города Улан-Удэ, а также Александровск-Сахалинского паспортного стола, участию простых людей, мне удалось быстро справиться с этой проблемой и отправиться дальше в путь.

– После этого не было мыслей бросить всю эту за­тею и полететь домой? Вообще на протяжении всего маршрута посещали такие мысли?

– Может первые пять минут, а потом собрался и хо­телось быстрее все сделать и поехать дальше. А так на протяжении всего пути мыслей таких не было, наверно, потому что все было хорошо. Физическая усталость, ко­нечно же, присутствовала, были такие участки дороги, где очень холодно, да еще и дождь вдобавок, ночевать порой приходилось в не самых удобных местах. Напри­мер, между Тюменью и Новосибирском сплошные боло­та – едешь, едешь, уже надо остановиться на ночлег, но понимаешь, что встать некуда. И ты продолжаешь ехать дальше. Уже наступила ночь, едешь с фонариком и со­всем ничего не видно… Был такой момент, когда из-за отсутствия комфортного места, ставил палатку на насып­ном гравии, небольшом кусочке, под мостом и ночью от шума транспорта все тряслось – спать было просто не­возможно. Но эти трудности больше закаляли меня, а не останавливали.

Иногда было просто суперкомфортно и красиво, жи­вописно, например, в Бурятии, там в некоторых местах хотелось неделю жить.

– Чем пользовались в дороге для навигации – кар­та, телефон…?

– У меня были карты, которые я заготавливал еще дома. Изначально я весь маршрут от начальной точки и до последнего километра распечатал на бумаге, получи­лось три тома. Первый том – это Ялта – Москва, второй – Москва – Кемерово, третий – Кемерово – Сахалин. На этих картах были отмечены примерные дневные про­беги, в которые, по теории, я должен был уложиться. С помощью этих карт было легко себя контролировать, от­стаю я от графика или нет. И, конечно же, особенно в городах, на помощь приходил навигатор.

– Какое место вам понравилось во время путеше­ствия больше всего?

– Очень сложно сразу сказать… Наша страна краси­выми местами богата. Если говорить о Крыме, то мне очень понравился город Судак. Если говорить о дальней­шем движении – Таганрог и Воронеж интересные города. Очень яркие события связаны с посещением чеховских мест, музея на Куликовском поле, исторических и значи­мых для России мест. Москва – наша столица, радует сво­ей красотой, там много интересного. Дальше уже Трои­це-Сергиева Лавра, и все города Золотого кольца России. Когда-то мы с сыном, он еще маленький был, проехали по Золотому кольцу, и это принесло много ярких эмоций. Вообще изучать географию и историю лучше воочию. Нижний Новгород, который готовился к своему юбилею, просто прекрасный город. Казань, и вообще весь Татар­стан, произвели ошеломляющее впечатление на меня – очень красивый, уютный регион. В Тюменской области очень комфортные дворы, все аккуратно, подземные парковки, много детских площадок, но при этом, хочется сказать, что за наш город, Александровск-Сахалинский, я тоже очень горд. Не во многих регионах России я встре­чал в малых городах такое количество детских игровых площадок во дворах. Очень поразил меня Байкал! Если бы меня спросили, где бы я хотел жить, за исключени­ем Сахалина, я бы сказал, что именно там. Я ночевал на озере, непосредственно на берегу, в пяти метрах от бе­рега. Ни людей, ни машин, только я, гармония с приро­дой, красота и романтика. Но самое поразительное, что можно подойти к Байкалу, зачерпнуть котелок воды, и не бояться совершенно, что эту воду пить нельзя, такие же блага и в Иркутске, и во всех близлежащих населенных пунктах, воду можно пить не боясь из-под крана. Если говорить уже про Дальний Восток, город Благовещенск, который находится прямо на границе. Удивляло, что, бродя по набережной, видишь огни, слышишь музыку и осознаешь, что это уже совсем другая страна. Еще меня приятно удивил север Хабаровского края, где абсолютно дикая природа. Комсомольск-на-Амуре мне понравился. В нем, как и в Татарстане, городе Набережные Челны, все построено по канонам советской эпохи 70-х годов, он очень удобный для жителей – просторные улицы, нет пробок, есть куда поставить автомобили. Было еще такое селение – Абатское, где у Чехова произошло столкнове­ние с почтовой каретой. На меня произвело впечатление, что при въезде стоит огромная фигура мамонта. Оказы­вается, на этой земле произведены были археологиче­ские раскопки и найдены останки настоящих мамонтов. И, конечно же, в финальной части моего путешествия, когда я стоял на берегу Татарского пролива и видел Саха­лин, понимая, что вот совсем немного и родной дом, это сильные и теплые эмоции. Сразу вспомнил, как когда-то мы ходили с детьми в поход и видели наоборот материк с Сахалина.

– Хотели домой в этот момент?

– Да, я очень хотел домой. И более того, хочу сказать, я много посмотрел, и считаю, что сахалинцам в летний период уезжать на отдых куда-либо с острова не стоит. Думаю, что бесполезная трата времени и денег. Напри­мер, у нас в Александровске совершенно не хуже места и по красоте, и по благоустроенности пляжей, и нет такой толпы на них, как на известных курортах. У всех, конеч­но, свои цели, и это мое личное мнение. Но для себя я по­нял, что Сахалин одно из самых красивых мест в России.

– Какие забавные ситуации приключались в до­роге?

– Интересный был случай с сотрудниками ГИБДД в Крыму. Там очень дороги узкие, а я себя еще участником дорожного движения не очень уверенно чувствовал. Так получилось, что мы друг друга вежливо пропускали впе­ред – я их, а они меня.

Еще был случай забавный, когда ночевал в палатке. Просыпаюсь от того, что кто-то по мне бегает. Я, конеч­но же, фонарик сразу включил, начал искать, но уже, видимо, убежала преступница. Мышка, наверное, или бурундучок… В палатке тепло, вот и решила по сосед­ству переночевать. С лесной фауной еще был случай, уже на подъезде от Де-Кастри до Лазарева. Местность там дикая, дорога очень плохая и маршрут я ехал с двумя ночевками. Мне сразу сказали, что там Медвежий угол и медведи, не стесняясь, на блокпосту у собак еду съе­дают. Поставил я, значит, палатку в лесу, ужин готовлю, стемнело уже. Слышу шаги – немного жутковато стало, а я возьми, наверное, с растерянности, и начни орать: «Уходите!», а потом задумался: «А чего кричу? Как будто они понимают». По итогу я шумовым отпугивателем для медведей отпугнул их, и шаги прекратились.

А веселый случай был еще, по-моему, где-то в Амур­ской области. Еду – дождь, холодно – думаю, надо где-то место на ночлег найти, а деревушку проезжал с назва­нием Тыгда. На заправке остановился, кофе попил, да спросил у девчат можно ли около них палатку недале­ко поставить, они разрешили на территории неподале­ку расположиться, а сестра звонит в этот момент, связь плохая. Спрашивает: «Ты где? Ты где?», а я ей отвечаю: «Где, где… в Тыгде!». Так смеялись с ней потом. В Чи­тинской области есть деревня Хохотуй, она оставила та­кой позитивный след в памяти – еду по дороге, дорога такая неплохая, и остановка небольшая, а что интерес­но – вместо людей на остановке коровы, они там вообще вольно так себя чувствуют, разбаловали люди.

Вообще отзывчивость наших русских людей меня очень удивила и обрадовала, негативных случаев прям совсем немного было. По дороге немало ломался, око­ло шести раз, не выдерживал мой старый двухколесный друг таких нагрузок. Помогали байкеры, в мастерских быстро оказывали услуги ремонта, да еще информацию обо мне передавали в другие города, ремонтировался, так сказать, уже по знакомству. Из-за поломок бывало совсем не успевал на мероприятия и встречи в срок, люди под­возили, один раз возле Красноярска дальнобойщик меня подвез, а примерно через месяц встретились с ним уже за Читой, так обрадовались встрече, обнялись, как родные.

– А самый тяжелый участок дороги какой был?

– Самый непростой – это, наверное, Чита – Хаба­ровск, но непосредственно не от самой Читы, а от города Сретенска. Города Сретенск и Нерчинск раньше стояли на каторжном пути. В этих городах Антон Павлович по­бывал недолго и особого позитивного впечатления они у него не оставили, также как и у меня. Впереди был нелег­кий путь до города Свободный, по безлюдным местам, мало населенных пунктов, точек питания, таким же был, хоть и короче, участок пути от Де-Кастри до Лазарева. Да и температуры воздуха были, мягко говоря, низкими, дождливая погода, слава Богу, что на моем здоровье это никак не отразилось, за весь путь один раз немного про­стыл и все.

Еще один участок пути, где-то от Тюмени до Ново­сибирска, был нелегким, но уже не с низкими, а с высо­кими температурами. Жара стояла умопомрачительная, мучила жажда, приходилось пить много воды, находить водоемы, чтоб как-то охладиться и продолжать путь, в палатке было жарко – днем в нее не зайдешь, да и вста­вать приходилось рано, чтоб хоть немного спастись от жары, а про атаку насекомых и словами не передать. Все это приводило к недосыпам, потере энергии.

– Какая цель этого путешествия была все-таки лично для вас?

– Я по натуре своей турист, люблю новые места и препятствия, и, конечно же, в первую очередь цель была туристически познавательная. Опять же, было очень интересно окунутся в чеховское путешествие, и прохо­дя этот путь самому я еще больше стал уважать Антона Павловича. В то время, с тем состоянием дорог, суровы­ми условиями, преодолеть такое расстояние, пусть даже и на лошади, от Тюмени до Ишима, добраться 350 кило­метров за сутки, просто нереально.

– Какие главные выводы сделали для себя из это­го путешествия?

– В основном, конечно, было много хороших момен­тов, люди все же у нас в стране добрые и отзывчивые. Из не очень приятных – очень мало делается для малых городов России, как будто жизнь в мегаполисах и в ма­лых городах это две разных России. Еще один момент меня огорчил, что на протяжении того времени, которое я ночевал в палатке, а это около 80 или 90 дней, даже не вблизи населенных пунктов, я видел везде множество мусора, и когда эти масштабы видишь, то охватывает се­рьезное беспокойство за Землю. Наша планета больна, а мы, хоть и ведаем, но… все равно творим… и творим что-то ужасное!

– Что вы почувствовали когда поняли, что вы сделали и прошли весь путь, когда вас так радостно встречали?

– Я не ожидал, что будет такое внимание к моему путешествию. Пользуясь случаем, хотел бы выразить большую благодарность всем, кто следил за моим путе­шествием и поддерживал меня в пути! Спасибо всем!

Конечно, очень приятно осознавать, что все заду­манное в целом получилось. Но я опять же повторюсь, ничего сверхъестественного я не совершил, если есть желание и упорство, то это может сделать любой вело­сипедист.

А вот если кем и гордиться, то это человеком, кото­рого я повстречал в этом путешествии и которым восхи­щаюсь, его зовут Виктор Сибирин, он проживает в горо­де Ачинске. И вот он, будучи инвалидом-колясочником, отправился на коляске в путешествие длинной примерно 1200 километров до Байкала. Поражаюсь его силе воли, позитиву, упорству, храбрости и желанию жить напол­ненной впечатлениями жизнью, несмотря на такой недуг.

– Ждать ли нам от вас еще каких-то подобных идей?

– Знаете, когда я приехал уже в поселок Лазарев, мне даже стало немного грустно, что скоро моя походная жизнь закончится. Дай Бог здоровья, может еще куда-ни­будь поеду. Антон Павлович еще ехал обратным марш­рутом, через Индию (остров Цейлон), Красное море. Он, конечно, сложнее, но было бы интересно его проделать. Но пока немного другие планы – заняться своим люби­мым делом и преподавать туризм в нашем туристиче­ском клубе «Аист», а также физику в школе.

Вообще я бы многим пожелал, хоть раз в своей жизни съездить куда-нибудь по России. Пусть не на велосипеде, а на машине, например, и посмотреть какая разнообраз­ная у нас страна. Интересно бы было привлечь внима­ние туристов к чеховскому маршруту, это ведь как стать какой-то частью истории, увидеть жизнь малых городов своими глазами, их культуру, а также много прекрасных мест, и запастись новыми воспоминаниями в свою ко­пилку, а наши александровские красоты радовали бы ту­ристов, которые с любопытством размышляют, какой же этот Сахалин, завидев его маленькую фигуру на карте.

Авторы:Наталия Крайнова,Инна Волгина