Александровск-Сахалинский тепло встретил своего земляка Владимира Александровича Равдугина, завершившего свой одиночный велопробег длинной в 12 тысяч километров от Ялты до Александровска-Сахалинского, приуроченный к 125-летию основания первого сахалинского музея в посту Александровском, а также 100-летию чеховского музея в Ялте. Этим маршрутом когда-то проехал великий писатель и путешественник Антон Павлович Чехов. Многие с огромным вниманием следили за ходом путешествия, переживали и поддерживали Владимира Александровича. Мы также наблюдали за ним в социальных сетях и с нетерпением ждали возвращения, чтобы узнать ответы на интересующие нас и наших читателей вопросы из первых уст, а он с удовольствием встретился с нами и поведал о своем приключении длинной во всю Россию.
– Владимир Александрович, как чувствуете себя после такого пути, устали?
– Физическая усталость ощущалась периодически, но перед финальным броском я девять дней отдохнул у сына в Хабаровске, так что приехать и проспать сутки желания не было. Особенно после такого позитивного приема полон сил и энергии.
– Всем в первую очередь интересно как же родилась идея этого путешествия, расскажите, пожалуйста?
– Еще с детских лет я любил путешествовать, ходил в горы в Киргизии, где родился, затем ходил в походы с детьми из туристического клуба «Аист», ездил с семьей в отпуск, и смотря на карту, меня всегда поражали величие и многогранность нашей страны, появлялись мысли – вот бы взять да поехать, посмотреть матушку-Россию своими глазами.
Интересными были и путешествия других людей, например, наш великий российский путешественник Ф.Конюхов одним из первых совершил такой путь на велосипеде от Москвы до Находки. Я тогда еще подумал: «Вот бы попробовать также». И эта мысль запала в душу. К тому же, еще будучи учителем в с.Хоэ, не раз шутил, что возьму отпуск и поеду. Но жизнь закрутила в свой водоворот. Также свою роль сыграла моя работа в музее Чехова – я интересовался жизнью великого писателя, его путешествием, рассказывал об этом другим и, когда стало больше свободного времени, как у молодого пенсионера, мне захотелось провести его с пользой, тут все ниточки и привели меня к давней задумке. Я обдумывал идею, и в качестве теста мы с сыном в августе прошлого года проехали от Александровска-Сахалинского до Южно-Сахалинска на велосипедах. Получилось здорово. И тогда у меня появилась уверенность, что я преодолею чеховский путь от Москвы до Сахалина. Начал готовиться, отправив в январе свое снаряжение: велосипед, который верой и правдой служил мне 10 лет, палатку и немного по мелочи. 21 апреля, прибыв на точку отправления в Ялту, я начал свой путь.
– Как отреагировали ваши родственники на этот подвиг?
– Вот сразу хочу оговориться, подвиг звучит как-то слишком пафосно. Это обыкновенный туристический поход, просто достаточно длинный по времени. Я и своим родственникам говорил, что ничего сверхъестественного нет в этом. Просто берешь и едешь на велосипеде, например, как от Александровска до Тымовского. Здесь примерно также, но проходит он не за один день. Я считаю, такое путешествие посильно любому опытному велосипедисту, у которого есть время и физические силы. По началу, родные даже и не верили, что я серьезно настроен на этот велопробег, пока не показал билет на Москву. Тогда началось легкое волнение, но когда я добрался на велосипеде до Москвы очень даже хорошо, оно немного стихло. А во мне еще больше крепла уверенность, что я доеду до финиша. Я благодарен всем родственникам и друзьям, музею Чехова, ЦДТ «Радуга» и всем, кто оказывал мне моральную и информационную поддержку в этом путешествии. Это давало мне сил и настрой, что я уже по-любому должен добраться до финиша.
– Расскажите, пожалуйста, все ли шло как вы задумали?
– Я, наверно, слишком оптимистичные сроки заложил, думал управиться за 120 дней, а по факту получилось, что я приехал на месяц позже, чем планировал. Весь маршрут я построил из расчета, что дневной пробег у меня будет составлять около ста километров, но бывало и по 120 километров в день и по 180 километров проезжал, старался держаться планового показателя. Но задержка была связана с тем, что по ходу путешествия у меня было очень много встреч с друзьями детства, с родственниками, которых не видел долгое время, а некоторых и ни разу в жизни, с одноклассниками решили встретиться, кто проживает в центре России. За время путешествия я только родственников посетил более 35 человек. А сколько чеховских мест обошел, музеев... Поэтому иногда получалось – где планировал пробыть один день, оставался на два-три. Но нить маршрута, как проехал Антон Павлович Чехов, я выдержал всю, а это и было главной целью. Возможно, не все получилось гладко, в Улан-Удэ произошел не очень приятный случай и был утерян дневник, который я вел по пути, и фотоархив, а также документы и кошелек. Благодаря отзывчивости и оперативной помощи со стороны работников полиции, паспортного стола города Улан-Удэ, а также Александровск-Сахалинского паспортного стола, участию простых людей, мне удалось быстро справиться с этой проблемой и отправиться дальше в путь.
– После этого не было мыслей бросить всю эту затею и полететь домой? Вообще на протяжении всего маршрута посещали такие мысли?
– Может первые пять минут, а потом собрался и хотелось быстрее все сделать и поехать дальше. А так на протяжении всего пути мыслей таких не было, наверно, потому что все было хорошо. Физическая усталость, конечно же, присутствовала, были такие участки дороги, где очень холодно, да еще и дождь вдобавок, ночевать порой приходилось в не самых удобных местах. Например, между Тюменью и Новосибирском сплошные болота – едешь, едешь, уже надо остановиться на ночлег, но понимаешь, что встать некуда. И ты продолжаешь ехать дальше. Уже наступила ночь, едешь с фонариком и совсем ничего не видно… Был такой момент, когда из-за отсутствия комфортного места, ставил палатку на насыпном гравии, небольшом кусочке, под мостом и ночью от шума транспорта все тряслось – спать было просто невозможно. Но эти трудности больше закаляли меня, а не останавливали.
Иногда было просто суперкомфортно и красиво, живописно, например, в Бурятии, там в некоторых местах хотелось неделю жить.
– Чем пользовались в дороге для навигации – карта, телефон…?
– У меня были карты, которые я заготавливал еще дома. Изначально я весь маршрут от начальной точки и до последнего километра распечатал на бумаге, получилось три тома. Первый том – это Ялта – Москва, второй – Москва – Кемерово, третий – Кемерово – Сахалин. На этих картах были отмечены примерные дневные пробеги, в которые, по теории, я должен был уложиться. С помощью этих карт было легко себя контролировать, отстаю я от графика или нет. И, конечно же, особенно в городах, на помощь приходил навигатор.
– Какое место вам понравилось во время путешествия больше всего?
– Очень сложно сразу сказать… Наша страна красивыми местами богата. Если говорить о Крыме, то мне очень понравился город Судак. Если говорить о дальнейшем движении – Таганрог и Воронеж интересные города. Очень яркие события связаны с посещением чеховских мест, музея на Куликовском поле, исторических и значимых для России мест. Москва – наша столица, радует своей красотой, там много интересного. Дальше уже Троице-Сергиева Лавра, и все города Золотого кольца России. Когда-то мы с сыном, он еще маленький был, проехали по Золотому кольцу, и это принесло много ярких эмоций. Вообще изучать географию и историю лучше воочию. Нижний Новгород, который готовился к своему юбилею, просто прекрасный город. Казань, и вообще весь Татарстан, произвели ошеломляющее впечатление на меня – очень красивый, уютный регион. В Тюменской области очень комфортные дворы, все аккуратно, подземные парковки, много детских площадок, но при этом, хочется сказать, что за наш город, Александровск-Сахалинский, я тоже очень горд. Не во многих регионах России я встречал в малых городах такое количество детских игровых площадок во дворах. Очень поразил меня Байкал! Если бы меня спросили, где бы я хотел жить, за исключением Сахалина, я бы сказал, что именно там. Я ночевал на озере, непосредственно на берегу, в пяти метрах от берега. Ни людей, ни машин, только я, гармония с природой, красота и романтика. Но самое поразительное, что можно подойти к Байкалу, зачерпнуть котелок воды, и не бояться совершенно, что эту воду пить нельзя, такие же блага и в Иркутске, и во всех близлежащих населенных пунктах, воду можно пить не боясь из-под крана. Если говорить уже про Дальний Восток, город Благовещенск, который находится прямо на границе. Удивляло, что, бродя по набережной, видишь огни, слышишь музыку и осознаешь, что это уже совсем другая страна. Еще меня приятно удивил север Хабаровского края, где абсолютно дикая природа. Комсомольск-на-Амуре мне понравился. В нем, как и в Татарстане, городе Набережные Челны, все построено по канонам советской эпохи 70-х годов, он очень удобный для жителей – просторные улицы, нет пробок, есть куда поставить автомобили. Было еще такое селение – Абатское, где у Чехова произошло столкновение с почтовой каретой. На меня произвело впечатление, что при въезде стоит огромная фигура мамонта. Оказывается, на этой земле произведены были археологические раскопки и найдены останки настоящих мамонтов. И, конечно же, в финальной части моего путешествия, когда я стоял на берегу Татарского пролива и видел Сахалин, понимая, что вот совсем немного и родной дом, это сильные и теплые эмоции. Сразу вспомнил, как когда-то мы ходили с детьми в поход и видели наоборот материк с Сахалина.
– Хотели домой в этот момент?
– Да, я очень хотел домой. И более того, хочу сказать, я много посмотрел, и считаю, что сахалинцам в летний период уезжать на отдых куда-либо с острова не стоит. Думаю, что бесполезная трата времени и денег. Например, у нас в Александровске совершенно не хуже места и по красоте, и по благоустроенности пляжей, и нет такой толпы на них, как на известных курортах. У всех, конечно, свои цели, и это мое личное мнение. Но для себя я понял, что Сахалин одно из самых красивых мест в России.
– Какие забавные ситуации приключались в дороге?
– Интересный был случай с сотрудниками ГИБДД в Крыму. Там очень дороги узкие, а я себя еще участником дорожного движения не очень уверенно чувствовал. Так получилось, что мы друг друга вежливо пропускали вперед – я их, а они меня.
Еще был случай забавный, когда ночевал в палатке. Просыпаюсь от того, что кто-то по мне бегает. Я, конечно же, фонарик сразу включил, начал искать, но уже, видимо, убежала преступница. Мышка, наверное, или бурундучок… В палатке тепло, вот и решила по соседству переночевать. С лесной фауной еще был случай, уже на подъезде от Де-Кастри до Лазарева. Местность там дикая, дорога очень плохая и маршрут я ехал с двумя ночевками. Мне сразу сказали, что там Медвежий угол и медведи, не стесняясь, на блокпосту у собак еду съедают. Поставил я, значит, палатку в лесу, ужин готовлю, стемнело уже. Слышу шаги – немного жутковато стало, а я возьми, наверное, с растерянности, и начни орать: «Уходите!», а потом задумался: «А чего кричу? Как будто они понимают». По итогу я шумовым отпугивателем для медведей отпугнул их, и шаги прекратились.
А веселый случай был еще, по-моему, где-то в Амурской области. Еду – дождь, холодно – думаю, надо где-то место на ночлег найти, а деревушку проезжал с названием Тыгда. На заправке остановился, кофе попил, да спросил у девчат можно ли около них палатку недалеко поставить, они разрешили на территории неподалеку расположиться, а сестра звонит в этот момент, связь плохая. Спрашивает: «Ты где? Ты где?», а я ей отвечаю: «Где, где… в Тыгде!». Так смеялись с ней потом. В Читинской области есть деревня Хохотуй, она оставила такой позитивный след в памяти – еду по дороге, дорога такая неплохая, и остановка небольшая, а что интересно – вместо людей на остановке коровы, они там вообще вольно так себя чувствуют, разбаловали люди.
Вообще отзывчивость наших русских людей меня очень удивила и обрадовала, негативных случаев прям совсем немного было. По дороге немало ломался, около шести раз, не выдерживал мой старый двухколесный друг таких нагрузок. Помогали байкеры, в мастерских быстро оказывали услуги ремонта, да еще информацию обо мне передавали в другие города, ремонтировался, так сказать, уже по знакомству. Из-за поломок бывало совсем не успевал на мероприятия и встречи в срок, люди подвозили, один раз возле Красноярска дальнобойщик меня подвез, а примерно через месяц встретились с ним уже за Читой, так обрадовались встрече, обнялись, как родные.
– А самый тяжелый участок дороги какой был?
– Самый непростой – это, наверное, Чита – Хабаровск, но непосредственно не от самой Читы, а от города Сретенска. Города Сретенск и Нерчинск раньше стояли на каторжном пути. В этих городах Антон Павлович побывал недолго и особого позитивного впечатления они у него не оставили, также как и у меня. Впереди был нелегкий путь до города Свободный, по безлюдным местам, мало населенных пунктов, точек питания, таким же был, хоть и короче, участок пути от Де-Кастри до Лазарева. Да и температуры воздуха были, мягко говоря, низкими, дождливая погода, слава Богу, что на моем здоровье это никак не отразилось, за весь путь один раз немного простыл и все.
Еще один участок пути, где-то от Тюмени до Новосибирска, был нелегким, но уже не с низкими, а с высокими температурами. Жара стояла умопомрачительная, мучила жажда, приходилось пить много воды, находить водоемы, чтоб как-то охладиться и продолжать путь, в палатке было жарко – днем в нее не зайдешь, да и вставать приходилось рано, чтоб хоть немного спастись от жары, а про атаку насекомых и словами не передать. Все это приводило к недосыпам, потере энергии.
– Какая цель этого путешествия была все-таки лично для вас?
– Я по натуре своей турист, люблю новые места и препятствия, и, конечно же, в первую очередь цель была туристически познавательная. Опять же, было очень интересно окунутся в чеховское путешествие, и проходя этот путь самому я еще больше стал уважать Антона Павловича. В то время, с тем состоянием дорог, суровыми условиями, преодолеть такое расстояние, пусть даже и на лошади, от Тюмени до Ишима, добраться 350 километров за сутки, просто нереально.
– Какие главные выводы сделали для себя из этого путешествия?
– В основном, конечно, было много хороших моментов, люди все же у нас в стране добрые и отзывчивые. Из не очень приятных – очень мало делается для малых городов России, как будто жизнь в мегаполисах и в малых городах это две разных России. Еще один момент меня огорчил, что на протяжении того времени, которое я ночевал в палатке, а это около 80 или 90 дней, даже не вблизи населенных пунктов, я видел везде множество мусора, и когда эти масштабы видишь, то охватывает серьезное беспокойство за Землю. Наша планета больна, а мы, хоть и ведаем, но… все равно творим… и творим что-то ужасное!
– Что вы почувствовали когда поняли, что вы сделали и прошли весь путь, когда вас так радостно встречали?
– Я не ожидал, что будет такое внимание к моему путешествию. Пользуясь случаем, хотел бы выразить большую благодарность всем, кто следил за моим путешествием и поддерживал меня в пути! Спасибо всем!
Конечно, очень приятно осознавать, что все задуманное в целом получилось. Но я опять же повторюсь, ничего сверхъестественного я не совершил, если есть желание и упорство, то это может сделать любой велосипедист.
А вот если кем и гордиться, то это человеком, которого я повстречал в этом путешествии и которым восхищаюсь, его зовут Виктор Сибирин, он проживает в городе Ачинске. И вот он, будучи инвалидом-колясочником, отправился на коляске в путешествие длинной примерно 1200 километров до Байкала. Поражаюсь его силе воли, позитиву, упорству, храбрости и желанию жить наполненной впечатлениями жизнью, несмотря на такой недуг.
– Ждать ли нам от вас еще каких-то подобных идей?
– Знаете, когда я приехал уже в поселок Лазарев, мне даже стало немного грустно, что скоро моя походная жизнь закончится. Дай Бог здоровья, может еще куда-нибудь поеду. Антон Павлович еще ехал обратным маршрутом, через Индию (остров Цейлон), Красное море. Он, конечно, сложнее, но было бы интересно его проделать. Но пока немного другие планы – заняться своим любимым делом и преподавать туризм в нашем туристическом клубе «Аист», а также физику в школе.
Вообще я бы многим пожелал, хоть раз в своей жизни съездить куда-нибудь по России. Пусть не на велосипеде, а на машине, например, и посмотреть какая разнообразная у нас страна. Интересно бы было привлечь внимание туристов к чеховскому маршруту, это ведь как стать какой-то частью истории, увидеть жизнь малых городов своими глазами, их культуру, а также много прекрасных мест, и запастись новыми воспоминаниями в свою копилку, а наши александровские красоты радовали бы туристов, которые с любопытством размышляют, какой же этот Сахалин, завидев его маленькую фигуру на карте.