вс, 22 дек.
04:09
Александровск-Сахалинский
-19 °С, облачно
Мы Вконтакте

Наследие предков: помню, горжусь, сохраняю

24 декабря 2021, 00:18ПерсоныФото: Фото предоставлено Л.Я.Юлдашевой

Я северянин – нивх,

рожден в чаду метели,

И мне знаком ее протяжный вой,

Вот потому и снятся ели,

И брежу я тайгой.

(В.М.Санги «Окраина моя»)

 

С древних времен нивхи (их еще называли гиляки) населяли земли Северного Сахалина. Жили они по систе­ме родового деления, ловили рыбу, охотились, разводили ездовых собак и занимались собирательством. Имели свою культуру, поверья, праздники и обычаи. Коренные изменения в хозяйстве и культуре нивхов произошли в советское время. Появляются новые виды занятий – до­машнее скотоводство, земледелие, товарный промысел. Пропагандируются грамотность и обучение русскому языку, православие, борьба с пьянством и приобщение их к новому оседлому современному образу жизни.

Сегодня быт этого малочисленного народа не отлича­ется от нашего. Лишь некоторыми бережно сохраненны­ми элементами былой культуры предков.

Фото предоставлено Л.Я.Юлдашевой

Об этом лучше всего расскажет чистокровная нивха, член Общественного совета коренных малочисленных народов Севера при администрации ГО «Александровск- Сахалинский район», руководитель семейно-родовой нивхской общины «Погун» – Людмила Яковлевна Юлда­шева, проживающая в селе Виахту.

«Принадлежу я к старинному роду Лезгран. Родилась 13 января 1953 года в семье пастуха-оленевода Якова Петровича Погуна. В честь отца и назвала образованную в январе 2006 года семейно-родовую общину «Погун». С нивхского «погун» переводится как «удачливый».

Мой отец в 1934 году стал председателем правления колхоза «Пятилетка» в с.Теньги. Подолгу находился в тайге, работал в тяжелых условиях, любил гиревой спорт, был отменным охотником. До сих пор сохранились оле­ньи рога с 70 отростками. Таких на Сахалине нет! Это папа добыл этого оленя, неделю за ним бегал, три дня подкрадывался к стаду, присматривался.

Мама – Зинаида Семеновна, училась в школе и даже была зачислена в пионеры. Работала нянечкой в интерна­те, санитаркой в медпункте. Трудолюбивая и прекрасная рукодельница. Такой я ее помню. Многому меня научила: готовить, вышивать, вязать, всему процессу работы с ме­хом, с обдирки тушки до пошива торбасов, тапочек, ша­пок, воротников. Все знаю с малых лет, благодаря маме. Переданные ею орнаменты для вышивки использую с большой любовью».

Окончив школу в с.Хоэ Людмила Яковлевна поступи­ла в медицинское училище в Александровске-Сахалин­ском, но в дальнейшем выбрала педагогический путь.

«В начале 70-х годов предложили работать заведу­ющей в доме культуры с.Виахту. Со старейшиной села В.П.Лихановой организовали национальный ансамбль «Аяврив Буга», который в 1986 году получил звание народного. Вскоре стала художественным руководителем детского ансамбля «Морошечка». Участвовали мы в праздниках народов Севера и конкурсах в Южно-Саха­линске. Готовили песни, стихи и танцы нивхов, эвенков. Ставили театрализованные спектакли, сценки. Молодой ансамбль выступал на праздниках «Наследники традиций», которые стали организовывать каждый год. За весь период привезли много грамот и призовых мест».

Уже в прошлом совхозы, традиционные занятия нивхов – рыболовство в больших масштабах, охота, езда на собаках и морской промысел.

Фото предоставлено Л.Я.Юлдашевой

 «Сейчас лишь немного рыбачим на еду, раздаем большую часть улова тем, кто нуждается. Рыбу вялим, сушим, но не в таких количествах как раньше. С охотой немного сложнее. На дикого оленя, хотя мясо его является национальной пищей, не можем охотиться, он зане­сен в Красную книгу. Раньше существовала разнарядка, Общественный совет под протокол распределял квоты на вылов ВБР, бесплатные лицензии на отстрел оленя, морзверя и других животных. Чтобы хоть немного со­хранить национальный уклад жизни предков, обращаем­ся с насущными проблемами к государству и надеемся на понимание и помощь. На рассмотрении предложение о возобновлении оленеводства в селе Виахту. Надеюсь, что все получится.

Пока больше занимаемся собирательством. Собираем орехи, ягоды (бруснику, костянику, краснику, голубику, чернику), черемшу, папоротник, грибы, морепродукты, водоросли, ракушки. Корни саранки и ягель растираем и добавляем в муку, делаем лепешки. Готовим на все праздники национальную кухню, помним рецепты и со­храняем, чтобы передавать новому поколению.

На праздниках «Национальной кухни» на столе мож­но увидеть такие блюда как «Мос» – обработанная кожа рыбы, с добавлением отварных клубней саранки, брус­никой и морошкой. Процесс приготовления очень трудоемкий. Блюдо «Муви» уже готовить легче, бруснику тол­кут с отварной картошкой и добавляют нерпичий жир. Готовим «Выхз алс» из рыбы и сиксы. Обязательно на столе строганина, другое ее название «Кын Чо». Если в общем сказать, то меню нивхов Северного Сахалина со­стоит из блюд с рыбой, морской капустой, дичью, юколой (сушеная рыба), нерпой, ягодами и дикоросами».

И по наши дни нивхи лечатся народными средствами, а также верят в силу защитных амулетов.

«До сих пор используем для лечения жир, нерпичье масло, медвежью желчь, листья багульника. Делаем от­вары из маленьких ракушек, ягод и кустиков можжевель­ника, пьем при простуде. Внутренний медвежий жир ис­пользуем при сильном кашле.

Фото предоставлено Л.Я.Юлдашевой

Как и у всех народов, считается, что человек, который не помнит своего прошлого, он ничего не знает, он неве­жда. Окружающий мир для нивхов был как интересен, так и опасен. Пугало неизвестное и неизведанное, что происходило вокруг. Испокон веков нивхи из рода в род передавали знания и опыт по защите от опасностей на охоте, на рыбалке. Неспроста были придуманы шамана­ми, защитниками рода, предметы, которые надевали на шею ребенку от болезней, мужчинам и женщинам – на удачу. Это были обереги, амулеты, божки, фигурки из дерева, кости, кожи, рыбьей кожи, ракушки, кулоны-обе­реги из ткани с нивхской вышивкой. Формы были в виде круга (символ солнца, луны), треугольника. Орнамен­тированные изделия, напоминающие головы медведя, оленей, птиц. Рыба – это женское начало, знак защиты материнства. Птицы, звери, насекомые оберегали семей­ное счастье. Коготь и клык медведя – знак силы. Цвета тоже имели магическое значение. Обереги делают только с доброй, чистой душой и хорошим настроем. Все они при изготовлении обретают душу (анеми) и считаются защитниками рода».

В древности у нивхов было особенное отношение с природой и миром духов, которое отражено в поверьях, обрядах и праздниках. До наших дней дошел один из праздников, это «Кормление духа-хозяина моря».

«Проводится этот праздник-обряд перед началом лет­ней путины в г.Поронайске. Собираются народы Севера со всех районов Сахалина. Привозим красивые наряды, творческие работы, готовим национальные блюда. Счи­тается, что если задобрить «духа моря» вкусненьким, море станет спокойным, а улов богатым. Будет легче зи­мовать.

Старейшины готовят угощение, окуривают его свя­щенным дымом, очистив от всего дурного, и подают морю.

Проводятся спортивные состязания по националь­ным видам спорта. Пока одни соревнуются, другие могут попробовать национальную еду или посмотреть вы­ставки работ декоративно-прикладного искусства».

В 2001 году директор школы-интерната с.Виахту Г.А.Новикова предлагает Людмиле Яковлевне организо­вать при школе историко-этнографический музей. В нем можно познакомиться с картинами художника-любителя С.Е.Дерябина, узнать о культуре и промыслах коренных народов Севера.

Фото предоставлено Л.Я.Юлдашевой

 «Как сейчас помню, получила кабинет с голыми стенами! А потом работа закипела. Какие-то экспона­ты (предметы быта и хозяйствования) принесла сама, какие-то подарили односельчане: В.П.Лиханова, С.Д.Белолюбских, Б.Н.Яковлева, Л.Я.Юлдашева, Л.Д.Лукшай­тис, также заказывали на пошив торбаса, тапочки, дет­скую обувь.

При музее был организован кружок по декоративно- прикладному искусству народов Севера.

Работы ребят демонстрируются на фестивалях «Жи­вые традиции», «Сокровища Севера», конкурсах и выставках, а также украшают стены самого музея. Занима­ем призовые места, имеем много грамот. В творчестве используем бересту, мех, ракушки, рыбью кожу».

Жизнь в музее кипит! Мероприятия, мастер-классы, выставки работ, экскурсии, конкурсы и викторины. Люд­мила Яковлевна совместно с И.Н.Мальцевой, Т.А.Цепко­вой, Е.А.Нигановой делают все, чтобы ребята не забыва­ли свои корни, свою историю и любили малую родину, независимо от того, куда забросит их судьба.

Целеустремленность и активная жизненная позиция помогают выигрывать гранты для общины: снегоходы «Буран», лодки, запчасти, витрины для музея, фурниту­ру, нитки, принтер, ноутбук. В настоящее время решает­ся вопрос об установке на стену школы мемориальной доски о пребывании Л.Я.Штернберга.

«Я с юности была активной, участвовала в соревно­ваниях по лыжам, занималась стрельбой из винтовки, играла в теннис и выигрывала у ребят в бильярд. Увле­каюсь фотографией.

Своей жизненной позицией я во многом обязана старшей сестре – Антонине Яковлевне Начеткиной. Она была примером и наставником. Научила меня не бояться, не сдаваться, позитивно мыслить, не оставаться равнодушной. Ведь кто, если не я? Когда, если не сейчас?

Фото предоставлено Л.Я.Юлдашевой

Огромная благодарность за поддержку в проведении мероприятий и сохранению традиций Екатерине Михай­ловне Паньковой и Виталию Владимировичу Монгуш».

За многолетний вклад в развитие и сохранение куль­турного наследия КМНС «хранительница традиций» на­граждена медалью «За верность Северу», памятным зна­ком губернатора Сахалинской области в честь «75-летия Сахалинской области», Почетными грамотами, дипло­мами, благодарственными письмами от администрации Сахалинской области, управления культуры Сахалин­ского облисполкома, администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», Сахалинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», КМБУ «Александровск-Саха­линский центральный районный дом культуры», МБОУ средняя общеобразовательная школа № 6, администрации Виахтинского сельского округа, управления образования, культуры и спорта г.Александровска-Сахалинского.

Пока мы готовили этот материал, Людмиле Яковлев­не присудили премию губернатора Сахалинской области в сфере культуры и искусства. Чему она была безмерна рада.

Мы сердечно поздравляем ее с этим событием и очень гордимся, что такой талантливый, отзывчивый и приятный человек прославляет Александровск-Сахалин­ский район своими заслугами.

Авторы:Инна Волгина