Я северянин – нивх,
рожден в чаду метели,
И мне знаком ее протяжный вой,
Вот потому и снятся ели,
И брежу я тайгой.
(В.М.Санги «Окраина моя»)
С древних времен нивхи (их еще называли гиляки) населяли земли Северного Сахалина. Жили они по системе родового деления, ловили рыбу, охотились, разводили ездовых собак и занимались собирательством. Имели свою культуру, поверья, праздники и обычаи. Коренные изменения в хозяйстве и культуре нивхов произошли в советское время. Появляются новые виды занятий – домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел. Пропагандируются грамотность и обучение русскому языку, православие, борьба с пьянством и приобщение их к новому оседлому современному образу жизни.
Сегодня быт этого малочисленного народа не отличается от нашего. Лишь некоторыми бережно сохраненными элементами былой культуры предков.
Об этом лучше всего расскажет чистокровная нивха, член Общественного совета коренных малочисленных народов Севера при администрации ГО «Александровск- Сахалинский район», руководитель семейно-родовой нивхской общины «Погун» – Людмила Яковлевна Юлдашева, проживающая в селе Виахту.
«Принадлежу я к старинному роду Лезгран. Родилась 13 января 1953 года в семье пастуха-оленевода Якова Петровича Погуна. В честь отца и назвала образованную в январе 2006 года семейно-родовую общину «Погун». С нивхского «погун» переводится как «удачливый».
Мой отец в 1934 году стал председателем правления колхоза «Пятилетка» в с.Теньги. Подолгу находился в тайге, работал в тяжелых условиях, любил гиревой спорт, был отменным охотником. До сих пор сохранились оленьи рога с 70 отростками. Таких на Сахалине нет! Это папа добыл этого оленя, неделю за ним бегал, три дня подкрадывался к стаду, присматривался.
Мама – Зинаида Семеновна, училась в школе и даже была зачислена в пионеры. Работала нянечкой в интернате, санитаркой в медпункте. Трудолюбивая и прекрасная рукодельница. Такой я ее помню. Многому меня научила: готовить, вышивать, вязать, всему процессу работы с мехом, с обдирки тушки до пошива торбасов, тапочек, шапок, воротников. Все знаю с малых лет, благодаря маме. Переданные ею орнаменты для вышивки использую с большой любовью».
Окончив школу в с.Хоэ Людмила Яковлевна поступила в медицинское училище в Александровске-Сахалинском, но в дальнейшем выбрала педагогический путь.
«В начале 70-х годов предложили работать заведующей в доме культуры с.Виахту. Со старейшиной села В.П.Лихановой организовали национальный ансамбль «Аяврив Буга», который в 1986 году получил звание народного. Вскоре стала художественным руководителем детского ансамбля «Морошечка». Участвовали мы в праздниках народов Севера и конкурсах в Южно-Сахалинске. Готовили песни, стихи и танцы нивхов, эвенков. Ставили театрализованные спектакли, сценки. Молодой ансамбль выступал на праздниках «Наследники традиций», которые стали организовывать каждый год. За весь период привезли много грамот и призовых мест».
Уже в прошлом совхозы, традиционные занятия нивхов – рыболовство в больших масштабах, охота, езда на собаках и морской промысел.
«Сейчас лишь немного рыбачим на еду, раздаем большую часть улова тем, кто нуждается. Рыбу вялим, сушим, но не в таких количествах как раньше. С охотой немного сложнее. На дикого оленя, хотя мясо его является национальной пищей, не можем охотиться, он занесен в Красную книгу. Раньше существовала разнарядка, Общественный совет под протокол распределял квоты на вылов ВБР, бесплатные лицензии на отстрел оленя, морзверя и других животных. Чтобы хоть немного сохранить национальный уклад жизни предков, обращаемся с насущными проблемами к государству и надеемся на понимание и помощь. На рассмотрении предложение о возобновлении оленеводства в селе Виахту. Надеюсь, что все получится.
Пока больше занимаемся собирательством. Собираем орехи, ягоды (бруснику, костянику, краснику, голубику, чернику), черемшу, папоротник, грибы, морепродукты, водоросли, ракушки. Корни саранки и ягель растираем и добавляем в муку, делаем лепешки. Готовим на все праздники национальную кухню, помним рецепты и сохраняем, чтобы передавать новому поколению.
На праздниках «Национальной кухни» на столе можно увидеть такие блюда как «Мос» – обработанная кожа рыбы, с добавлением отварных клубней саранки, брусникой и морошкой. Процесс приготовления очень трудоемкий. Блюдо «Муви» уже готовить легче, бруснику толкут с отварной картошкой и добавляют нерпичий жир. Готовим «Выхз алс» из рыбы и сиксы. Обязательно на столе строганина, другое ее название «Кын Чо». Если в общем сказать, то меню нивхов Северного Сахалина состоит из блюд с рыбой, морской капустой, дичью, юколой (сушеная рыба), нерпой, ягодами и дикоросами».
И по наши дни нивхи лечатся народными средствами, а также верят в силу защитных амулетов.
«До сих пор используем для лечения жир, нерпичье масло, медвежью желчь, листья багульника. Делаем отвары из маленьких ракушек, ягод и кустиков можжевельника, пьем при простуде. Внутренний медвежий жир используем при сильном кашле.
Как и у всех народов, считается, что человек, который не помнит своего прошлого, он ничего не знает, он невежда. Окружающий мир для нивхов был как интересен, так и опасен. Пугало неизвестное и неизведанное, что происходило вокруг. Испокон веков нивхи из рода в род передавали знания и опыт по защите от опасностей на охоте, на рыбалке. Неспроста были придуманы шаманами, защитниками рода, предметы, которые надевали на шею ребенку от болезней, мужчинам и женщинам – на удачу. Это были обереги, амулеты, божки, фигурки из дерева, кости, кожи, рыбьей кожи, ракушки, кулоны-обереги из ткани с нивхской вышивкой. Формы были в виде круга (символ солнца, луны), треугольника. Орнаментированные изделия, напоминающие головы медведя, оленей, птиц. Рыба – это женское начало, знак защиты материнства. Птицы, звери, насекомые оберегали семейное счастье. Коготь и клык медведя – знак силы. Цвета тоже имели магическое значение. Обереги делают только с доброй, чистой душой и хорошим настроем. Все они при изготовлении обретают душу (анеми) и считаются защитниками рода».
В древности у нивхов было особенное отношение с природой и миром духов, которое отражено в поверьях, обрядах и праздниках. До наших дней дошел один из праздников, это «Кормление духа-хозяина моря».
«Проводится этот праздник-обряд перед началом летней путины в г.Поронайске. Собираются народы Севера со всех районов Сахалина. Привозим красивые наряды, творческие работы, готовим национальные блюда. Считается, что если задобрить «духа моря» вкусненьким, море станет спокойным, а улов богатым. Будет легче зимовать.
Старейшины готовят угощение, окуривают его священным дымом, очистив от всего дурного, и подают морю.
Проводятся спортивные состязания по национальным видам спорта. Пока одни соревнуются, другие могут попробовать национальную еду или посмотреть выставки работ декоративно-прикладного искусства».
В 2001 году директор школы-интерната с.Виахту Г.А.Новикова предлагает Людмиле Яковлевне организовать при школе историко-этнографический музей. В нем можно познакомиться с картинами художника-любителя С.Е.Дерябина, узнать о культуре и промыслах коренных народов Севера.
«Как сейчас помню, получила кабинет с голыми стенами! А потом работа закипела. Какие-то экспонаты (предметы быта и хозяйствования) принесла сама, какие-то подарили односельчане: В.П.Лиханова, С.Д.Белолюбских, Б.Н.Яковлева, Л.Я.Юлдашева, Л.Д.Лукшайтис, также заказывали на пошив торбаса, тапочки, детскую обувь.
При музее был организован кружок по декоративно- прикладному искусству народов Севера.
Работы ребят демонстрируются на фестивалях «Живые традиции», «Сокровища Севера», конкурсах и выставках, а также украшают стены самого музея. Занимаем призовые места, имеем много грамот. В творчестве используем бересту, мех, ракушки, рыбью кожу».
Жизнь в музее кипит! Мероприятия, мастер-классы, выставки работ, экскурсии, конкурсы и викторины. Людмила Яковлевна совместно с И.Н.Мальцевой, Т.А.Цепковой, Е.А.Нигановой делают все, чтобы ребята не забывали свои корни, свою историю и любили малую родину, независимо от того, куда забросит их судьба.
Целеустремленность и активная жизненная позиция помогают выигрывать гранты для общины: снегоходы «Буран», лодки, запчасти, витрины для музея, фурнитуру, нитки, принтер, ноутбук. В настоящее время решается вопрос об установке на стену школы мемориальной доски о пребывании Л.Я.Штернберга.
«Я с юности была активной, участвовала в соревнованиях по лыжам, занималась стрельбой из винтовки, играла в теннис и выигрывала у ребят в бильярд. Увлекаюсь фотографией.
Своей жизненной позицией я во многом обязана старшей сестре – Антонине Яковлевне Начеткиной. Она была примером и наставником. Научила меня не бояться, не сдаваться, позитивно мыслить, не оставаться равнодушной. Ведь кто, если не я? Когда, если не сейчас?
Огромная благодарность за поддержку в проведении мероприятий и сохранению традиций Екатерине Михайловне Паньковой и Виталию Владимировичу Монгуш».
За многолетний вклад в развитие и сохранение культурного наследия КМНС «хранительница традиций» награждена медалью «За верность Северу», памятным знаком губернатора Сахалинской области в честь «75-летия Сахалинской области», Почетными грамотами, дипломами, благодарственными письмами от администрации Сахалинской области, управления культуры Сахалинского облисполкома, администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», Сахалинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», КМБУ «Александровск-Сахалинский центральный районный дом культуры», МБОУ средняя общеобразовательная школа № 6, администрации Виахтинского сельского округа, управления образования, культуры и спорта г.Александровска-Сахалинского.
Пока мы готовили этот материал, Людмиле Яковлевне присудили премию губернатора Сахалинской области в сфере культуры и искусства. Чему она была безмерна рада.
Мы сердечно поздравляем ее с этим событием и очень гордимся, что такой талантливый, отзывчивый и приятный человек прославляет Александровск-Сахалинский район своими заслугами.