На совещании, где рассматривались ключевые показатели эффективности руководителей органов исполнительной власти региона, губернатор поручил министру Анастасии Киктевой создать на Сахалине и Курилах конкурентоспособную образовательную систему.
– Качество образования – это часть комфортных условий жизни на территории области. Некоторые родители, чтобы подготовить детей к выпускным экзаменам и поступлению в высшие учебные заведения, уезжают на материк. Нам нужно сделать все, чтобы они оставались здесь, их дети получали качественное образование в островных школах и поступали в наши вузы, – отметил Валерий Лимаренко.
Мы обратились к начальнику управления социальной политики ГО Евгению Юрьевичу Ищенко, чтобы узнать о предпринимаемых мерах для повышения качества образования в нашем районе.
– Одним из показателей национальной цели, определенной в указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474, является вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Существуют три основных международных исследования, результаты которых и определяют уровень, или место, в общем мировом рейтинге по качеству образования.
Так, например, по результатам международного исследования TIMSS Российская Федерация занимает пятое место в рейтинге. По результатам PIRLS – первое место. И только по результатам международного исследования качества общего образования PISA Россия находится на 30 месте.
То есть, для того чтобы достичь указанного выше показателя, необходимо обратить особое внимание именно на предмет данного исследования – на формирование функциональной и метапредметной грамотности, креативного мышления, навыков разрешения проблем.
В большинстве случаев под качеством образования понимают оценку достижений учащегося по какому-либо предмету или в предметной области. Отчасти это так и есть. Но предметная оценка не отражает способность обучающихся применять знания и умения для решения повседневных задач в ситуациях, которые отличаются от учебных.
И как раз здесь наши учащиеся испытывают определенные трудности – они владеют необходимыми инструментами (формулами, алгоритмами, правилами), но не знают какой именно из этих инструментов следует применить в той или иной ситуации.
В настоящее время для формирования у учащихся функциональной грамотности имеется достаточное количество педагогических практик, и использование их находится в зоне ответственности учителей как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Перед администрациями школ стоит задача внесения соответствующих изменений в основную образовательную программу, включение в план методической работы семинаров-практикумов, проведение комплексного внутришкольного мониторинга сформированности функциональной грамотности у учащихся.
В мае текущего года, впервые за последние 20 лет, состоялась Всероссийская конференция руководителей муниципальных органов управления образования, на которой были определены приоритеты государственной политики в сфере управления образованием. В основу всех решений были положены проблемы, выявленные в результате анализа образовательных программ и результатов внешних оценочных процедур (ВПР, ОГЭ и ЕГЭ).
С целью совершенствования содержания образования в текущем году были доработаны федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, разработаны примерные образовательные программы. В 2022 году планируется осуществить доработку и федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования.
Когда мы говорим о повышении качества образования, мы рассматриваем не только результат, но и процесс перехода от одного результата к следующему. И именно этот переход является самым важным элементом, так как он включает в себя как анализ полученных результатов достижений учащегося, так и разработку мер, направленных на их улучшение, четкое планирование дальнейшей работы учителя, такие же четкие адресные рекомендации родителям, с обязательным учетом всех положительных и отрицательных моментов.
В 2020 году на уровне муниципалитета, совместно с Министерством образования Сахалинской области и Центром оценки качества образования, был проведен глубокий анализ имеющихся механизмов управления качеством образования, итогом которого стала разработка Положения о внедрении муниципальной системы оценки качества общего образования в нашем районе. И все отдельные элементы управления качеством образования были сведены в общую систему и должным образом преобразованы и дополнены с учетом новых задач. Управлением социальной политики подготовлена «дорожная карта» – план конкретных мероприятий по повышению качества общего образования в ГО «Александровск-Сахалинский район». Этот документ уже прошел экспертизу на уровне области, и осенью этого года мы вступаем в активную фазу начала его реализации. Документ охватывает все направления и все этапы управления качеством общего образования. Это и оценка управленческой деятельности администраций школ, и работа с педагогическими кадрами, включая своевременное и актуальное повышение квалификации учителей, и работа с одаренными детьми, и т.д.
Важная роль в этих процессах, естественно, отводится школе, но – в прямом взаимодействии с управлением социальной политики. Общая аналитическая работа, разработка адресных методических рекомендаций, консультационная работа, решение кадровых вопросов – это лишь часть наших общих функций. Более того, работа в данном направлении уже начата.
Так, для решения задач, связанных с устранением выявленных профессиональных дефицитов у педагогов, наш район присоединился к реализации региональной практики – проекту «Сахалин-Tech», который позволит создать новый кадровый потенциал для школ Сахалина и Курил. Кроме этого, мы вошли в структуру региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и будем участвовать в тьюторском сопровождении педагогов школ по освоению индивидуальных образовательных маршрутов компетенций.
В двух школах нашего района в 2019 и 2020 годах были созданы центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в школе с.Мгачи и СОШ № 6. А в конце августа – начале сентября этого года мы открываем еще одну «Точку роста» на базе СОШ № 1. Школы района снабжаются современной компьютерной техникой. На базе ЦДТ «Радуга» открыт технокласс. Данные мероприятия проходят в рамках реализации национального проекта «Образование».
На ближайшее время перед нами стоят задачи создания муниципальной методической службы, внедрения и реализации рабочих программ воспитания, развития системы дополнительного образования, активного включения в мероприятия Российского движения школьников и межведомственного проекта «Культура для школьников». Более подробно об этом мы будем говорить очень скоро на нашем большом августовском совещании педагогических работников, – поделился информацией Евгений Юрьевич.
Благодарим Евгения Юрьевича за предоставление подробной информации по данному вопросу. Будем надеяться, что все планы осуществятся в полном объеме.