чт, 15 май
13:40
Александровск-Сахалинский
+11 °С, облачно
Мы Вконтакте

Качество образования: проблемы и пути решения

6 августа 2021, 22:08Общество

На основании информации администрации Губернатора и Правительства Сахалинской области и Департамента информационной политики от 12 июля 2021 года Валерий Лимаренко поручил региональному министерству образования активнее работать над повышением качества образования в Сахалинской области.

На совещании, где рассматривались ключевые показатели эффективности руководителей органов исполнительной власти региона, губернатор поручил ми­нистру Анастасии Киктевой создать на Сахалине и Курилах конкурентоспособ­ную образовательную систему.

– Качество образования – это часть комфортных условий жизни на террито­рии области. Некоторые родители, чтобы подготовить детей к выпускным экзаме­нам и поступлению в высшие учебные за­ведения, уезжают на материк. Нам нужно сделать все, чтобы они оставались здесь, их дети получали качественное образо­вание в островных школах и поступали в наши вузы, – отметил Валерий Лимаренко.

Мы обратились к начальнику управ­ления социальной политики ГО Евгению Юрьевичу Ищенко, чтобы узнать о пред­принимаемых мерах для повышения каче­ства образования в нашем районе.

– Одним из показателей национальной цели, определенной в указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474, является вхож­дение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Существуют три основных междуна­родных исследования, результаты кото­рых и определяют уровень, или место, в общем мировом рейтинге по качеству об­разования.

Так, например, по результатам между­народного исследования TIMSS Россий­ская Федерация занимает пятое место в рейтинге. По результатам PIRLS – первое место. И только по результатам междуна­родного исследования качества общего образования PISA Россия находится на 30 месте.

То есть, для того чтобы достичь ука­занного выше показателя, необходимо обратить особое внимание именно на предмет данного исследования – на фор­мирование функциональной и метапред­метной грамотности, креативного мыш­ления, навыков разрешения проблем.

В большинстве случаев под качеством образования понимают оценку достиже­ний учащегося по какому-либо предмету или в предметной области. Отчасти это так и есть. Но предметная оценка не от­ражает способность обучающихся при­менять знания и умения для решения по­вседневных задач в ситуациях, которые отличаются от учебных.

И как раз здесь наши учащиеся испы­тывают определенные трудности – они владеют необходимыми инструментами (формулами, алгоритмами, правилами), но не знают какой именно из этих инстру­ментов следует применить в той или иной ситуации.

В настоящее время для формирования у учащихся функциональной грамотности имеется достаточное количество педаго­гических практик, и использование их на­ходится в зоне ответственности учителей как в урочной, так и во внеурочной дея­тельности. Перед администрациями школ стоит задача внесения соответствующих изменений в основную образовательную программу, включение в план методиче­ской работы семинаров-практикумов, про­ведение комплексного внутришкольного мониторинга сформированности функцио­нальной грамотности у учащихся.

В мае текущего года, впервые за по­следние 20 лет, состоялась Всероссийская конференция руководителей муниципаль­ных органов управления образования, на которой были определены приоритеты го­сударственной политики в сфере управле­ния образованием. В основу всех решений были положены проблемы, выявленные в результате анализа образовательных про­грамм и результатов внешних оценочных процедур (ВПР, ОГЭ и ЕГЭ).

С целью совершенствования содержа­ния образования в текущем году были до­работаны федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, разработаны примерные образовательные программы. В 2022 году планируется осу­ществить доработку и федеральных госу­дарственных образовательных стандар­тов среднего общего образования.

Когда мы говорим о повышении ка­чества образования, мы рассматриваем не только результат, но и процесс пере­хода от одного результата к следующему. И именно этот переход является самым важным элементом, так как он включает в себя как анализ полученных результатов достижений учащегося, так и разработ­ку мер, направленных на их улучшение, четкое планирование дальнейшей работы учителя, такие же четкие адресные ре­комендации родителям, с обязательным учетом всех положительных и отрица­тельных моментов.

В 2020 году на уровне муниципали­тета, совместно с Министерством обра­зования Сахалинской области и Центром оценки качества образования, был про­веден глубокий анализ имеющихся ме­ханизмов управления качеством образо­вания, итогом которого стала разработка Положения о внедрении муниципальной системы оценки качества общего образо­вания в нашем районе. И все отдельные элементы управления качеством образо­вания были сведены в общую систему и должным образом преобразованы и до­полнены с учетом новых задач. Управле­нием социальной политики подготовлена «дорожная карта» – план конкретных ме­роприятий по повышению качества обще­го образования в ГО «Александровск-Са­халинский район». Этот документ уже прошел экспертизу на уровне области, и осенью этого года мы вступаем в актив­ную фазу начала его реализации. Доку­мент охватывает все направления и все этапы управления качеством общего об­разования. Это и оценка управленческой деятельности администраций школ, и ра­бота с педагогическими кадрами, включая своевременное и актуальное повышение квалификации учителей, и работа с ода­ренными детьми, и т.д.

Важная роль в этих процессах, есте­ственно, отводится школе, но – в прямом взаимодействии с управлением социаль­ной политики. Общая аналитическая ра­бота, разработка адресных методических рекомендаций, консультационная работа, решение кадровых вопросов – это лишь часть наших общих функций. Более того, работа в данном направлении уже начата.

Так, для решения задач, связанных с устранением выявленных профессиональных дефицитов у педагогов, наш район присоединился к реализации ре­гиональной практики – проекту «Саха­лин-Tech», который позволит создать новый кадровый потенциал для школ Са­халина и Курил. Кроме этого, мы вошли в структуру региональной системы науч­но-методического сопровождения педа­гогических работников и управленческих кадров и будем участвовать в тьюторском сопровождении педагогов школ по освоению индивидуальных образовательных маршрутов компетенций.

В двух школах нашего района в 2019 и 2020 годах были созданы центры обра­зования цифрового и гуманитарного про­филей «Точка роста» в школе с.Мгачи и СОШ № 6. А в конце августа – начале сен­тября этого года мы открываем еще одну «Точку роста» на базе СОШ № 1. Школы района снабжаются современной компью­терной техникой. На базе ЦДТ «Радуга» открыт технокласс. Данные мероприятия проходят в рамках реализации националь­ного проекта «Образование».

На ближайшее время перед нами стоят задачи создания муниципальной методи­ческой службы, внедрения и реализации рабочих программ воспитания, развития системы дополнительного образования, активного включения в мероприятия Рос­сийского движения школьников и меж­ведомственного проекта «Культура для школьников». Более подробно об этом мы будем говорить очень скоро на нашем большом августовском совещании педа­гогических работников, – поделился ин­формацией Евгений Юрьевич.

Благодарим Евгения Юрьевича за предоставление подробной информации по данному вопросу. Будем надеяться, что все планы осуществятся в полном объеме.

Авторы:Наталия Крайнова