Мы уже затрагивали тему национальных проектов, рассказав о государственных выплатах семьям с детьми, переквалификации, а также действиях, направленных на улучшение качества жизни граждан. Напомним, что национальные проекты – это меры, принятые государственными органами для социально-экономического развития нашей страны.
В этой статье хочу рассказать вам какие новые возможности получил наш город в рамках реализации национальных проектов «Образование» и «Культура».
Цель национального проекта «Образование» – обеспечить конкурентоспособность российского образования, добившись вхождения нашей страны в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Проект, как и другие, включает в себя федеральные проекты.
Федеральный проект «Современная школа» направлен на обеспечение возможности получения качественного общего образования в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников.
В рамках реализации проекта были проведены мероприятия по открытию центра «Точка роста». Он создает единое развивающее пространство как в учебное, так и в дополнительное время, чтобы школьники могли улучшить свои знания и иметь возможность углубляться в те предметы, к которым больше лежит душа. В первую очередь центры образования «Точка роста» обеспечивают доступ к новым формам образования школьников. Также они созданы, чтобы сократить разрыв между городскими и сельскими школами. Ведь ребенок, независимо от того, где он проживает – в городе или сельской местности, должен иметь доступ к качественным образовательным программам, развивать современные навыки гуманитарной и технологической направленности.
На сегодняшний день функционируют «Точки роста» в школах № 1, № 6 и села Мгачи. В них входит кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций, объединяющий предметные области «Технология», «Информатика», «ОБЖ». У школьников появилась возможность для получения шахматного образования, создания проектов. В кабинеты приобретены интерактивные комплексы, мобильные классы, 3Д-принтеры, конструкторы по робототехнике и другое технологическое оборудование. Словом, все то, что помогает совершенствовать творческое, стратегическое и пространственное мышление и умение работать в команде.
С прошлого года в Александровск-Сахалинском районе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» внедряется персонифицированное дополнительное образование – это система, предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в котором прежде всего заинтересован ребенок. Федеральный проект направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
Сертификаты будут предоставлять детям возможность выбирать и записываться, в том числе с помощью навигатора дополнительного образования, в кружки и секции в любом учреждении вне зависимости от формы собственности (муниципальная, государственная или частная организация дополнительного образования, и даже индивидуальные предприниматели).
Сертификат дополнительного образования – это официальное подтверждение возможности ребенка обучаться в кружках и секциях дополнительного образования за счет средств государства. Сам сертификат не материален и важным является лишь то, что ребенок внесен в специальный реестр, т.е., по сути, это инструмент реализации «права» детей на получение бесплатного образования, а для учреждения – это деньги, которые оно может заработать лишь тогда, когда оно заинтересует ребенка прийти учиться в него. Нельзя просто взять и записать кого-то другого, потому как в этом случае сертификат останется у ребенка и до организации деньги не дойдут. Кроме того, если ребенок захочет перейти учиться в другую организацию, то вместе с ним учреждение также потеряет и деньги. Все это призвано стимулировать учреждения к развитию и учету современных потребностей детей.
Сертификат – не «путевка» в образовательную организацию, его достаточно получить для ребенка единожды. Далее использовать сертификат можно до достижения восемнадцати лет, но один раз сертификат получить все-таки нужно.
В нашем районе на конец августа в навигаторе зарегистрировано 13 поставщиков образовательных услуг, из которых 11 – оказывают услуги по дополнительному образованию с использованием сертификата, а именно:
– центр детского творчества «Радуга»;
– дошкольные образовательные учреждения «Ромашка», «Светлячок», «Теремок»;
– средние общеобразовательные школы № 1, № 2, № 6, а также в селах Мгачи, Хоэ, Виахту;
– спортивная школа им. В.С.Ощепкова.
Сертификатов выдали в количестве более 930. Это 70 процентов от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет.
При возникновении вопросов по персонифицированному дополнительному образованию можно обращаться в муниципальный опорный центр на базе МБУ ДО ЦДТ «Радуга» по телефону 4-51-25.
Министерство образования Сахалинской области в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» заключило государственной контракт с «Ростелекомом» на выполнение работ, связанных с формированием устойчивой информационно-коммуникационной инфраструктуры:
– создание в учебных кабинетах и других помещениях инфраструктуры, обеспечивающей услуги доступа к единой сети передачи информационно-телекоммуникационной сети интернет с использование технологий беспроводного доступа;
– оснащение помещений и зданий оборудованием видео- наблюдения, а также трансляции изображения в интернете.
Таким образом, в рамках проекта ведется работа по оснащению учебных учреждений современным оборудованием и развитие цифровых сервисов.
В задачи национального проекта также вошло патриотическое воспитание наших детей. Этому посвящен федеральный проект «Патриотическое воспитание», в рамках которого ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях и проведению мероприятий патриотической направленности.
Изменился подход к организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Распоряжением Министерства образования Сахалинской области принята новая концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области на период до 2030 года, которая определила основные параметры организации воспитания подрастающего поколения.
Перед коллективами образовательных учреждений возникли задачи об организации курсов повышения педагогической культуры родителей. Внедрены новые формы работы с родителями (клуб родителей, школа ответственного родительства, родительский университет).
В планах проведение мероприятий, направленных на возрождение семейных и нравственных ценностей, а также организация участия педагогов и учреждений в областных конкурсах, посвященных этой теме.
Активно развивается Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия», и, конечно же, волонтерство.
Еще одно нововведение встретили школы в этом году, а именно – введение новой должности – советник руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями.
В связи с чем общероссийской детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации был проведен конкурс «Навигаторы детства», целью которого являлось создание специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность. По итогам конкурса лучшие участники имели возможность участвовать в обучающем мероприятии на базе образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек».
Перед общеобразовательными учреждениями стоит еще множество задач по реализации гражданско-патриотического воспитания с приобщением ребят к культурному наследию страны: создание детских экологических отрядов, развитие спортивных клубов и участие в конкурсах, дабы укрепить физическое воспитание детей, а также мероприятия, направленные на трудовое воспитание (разработку и реализацию программ предпрофильной и профильной подготовки, организацию участия обучающихся в проекте «Билет в будущее»), и на популяризацию научных знаний и развитие сети школьных служб примирения, которые в настоящее время созданы только на базе школ МКОУ СОШ с.Мгачи и МКОУ ООШИ с.Виахту.
Немного хотелось бы затронуть и национальный проект «Культура». Он включает в себя три региональных проекта. По данным управления социальной политики ГО
«Александровск-Сахалинский район» наш район принимает активное участие в реализации таких проектов как «Культурная среда», целью которого является увеличение к 2024 году количества посещений организаций культуры путем создания современной инфраструктуры для творческой реализации и досуга населения. За счет средств регионального и местного бюджетов, выделенных на реализацию проекта, было проведено оснащение детской школы искусств музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами. В том числе было приобретено четыре пианино, четыре баяна, один аккордеон, 176 учебников. Всего было закуплено 359 наименований музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов на сумму 2534700 рублей.
В этом году был реализован контракт на поставку звукового оборудования (акустические системы и стойки под них, микрофоны, подставки под микрофоны, кабеля) на сумму 910281 рубль. Оборудование, полученное Александровск-Сахалинским центральным районным Домом культуры, было благополучно оформлено и отправлено в сельские Дома культуры (Мгачи, Арково, Хоэ, Дуэ, Виахту и Михайловка).
Целью другого регионального проекта «Творческие люди» является увеличение к 2024 году количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность путем поддержки и реализации творческих инициатив. В ходе реализации проекта за три квартала 2021 года свой профессиональный уровень повысили четыре специалиста из числа работников учреждений культуры. Еще два специалиста запланированы на обучение в четвертом квартале текущего года.
А региональный проект «Цифровая культура» нацелен на увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры в пять раз за счет создания двух виртуальных концертных залов, трех выставочных проектов, снабжения цифровыми гидами в формате дополнительной реальности и формирования информационного пространства знаний.