Сибирячка Зоя родилась в селе Большие Уки Омской области. Отец трудился плотником, мама занималась хозяйством. В семье было четверо детей – наша именинница – старшая и младшие два брата и сестра. Семья держала немного живности – овец, корову и кур.
Зое было всего пятнадцать лет, когда настигла война, и свою юность она прожила под ее гнетом. Отец ушел на фронт…
– Папа прошел всю войну… не раненый, вернулся в 1945 году, – вспоминает Зоя Михайловна.
Работать пошла совсем юной девушкой, даже не окончив пятый класс. Пройдя курсы трактористов с 15 сентября 1942 года по 5 августа 1943 года устроилась трактористкой Кастекской МТС.
– Спросили: «Сколько тебе лет?». Говорю: «Пятнадцать. Ой, нет, шестнадцать!», – улыбается Зоя Михайловна. – Во время войны мы работали на тракторе… старались перевыполнить норму. Работали тогда для фронта и Победы.
В то страшное время, когда мужчины защищали Отечество, все хозяйство практически полностью легло на плечи женщин. Зоя Михайловна сказала, что в колхозе, где она работала, из мужчин был только бригадир, остальные «все девчонки молоденькие… на трактор выучились».
В свои 96 лет Зоя Михайловна на здоровье не жалуется, но, к сожалению, уже плохо слышит и разговаривает. Поэтому мы обратились к председателю Совета ветеранов Т.К.Добродомовой, которая собрала воспоминания жителей города, ставших свидетелями войны, для книги с воспоминаниями участников трудового фронта. У нее хранились записи и Зои Михайловны:
«Работали сутками, с раннего утра до позднего вечера, порой оставались в поле на ночь, чтобы с рассветом вновь начинать пахать на «стальном коне». Электричества не было, и к трактору привязывали фонарь, чтобы следить за качеством вспашки. Ремонт техники проводили своими силами. Однажды напарница повредила руку, пришлось работать сутками без замены, пока сменщица не вернулась в строй. И это в неполные 17 лет. Но старалась я очень, чтобы глубина вспашки соответствовала требованиям, чтобы, не дай Бог, огрехов не осталось. Ну проверяло, конечно, руководство колхозное качество работы механизаторов. Бригадир то и дело глубину пахоты замерял, да и без того ведь совесть не позволяла бы спустя рукава работать.
Было трудно всем. Люди недоедали и не досыпали. Дети заменяли ушедших на фронт отцов. Это был гражданский патриотический подвиг народа. Это был подвиг людей, которые видели в труде во имя Победы смысл своей жизни. И они сделали все, чтобы Родина победила!
С каким нетерпением вся наша семья ждала весточку от отца с фронта, эти солдатские треугольнички. Но самым радостным, конечно же, был день Победы!».
Война закончилась. Прошло время. Зоя Михайловна работает кассиром в клубе, где вербовала людей на Сахалин, и в какой-то момент «сама завербовалась». Так, в 60-х годах она покинула родную Сибирь и отправилась на остров.
Выйдя на пенсию, Зоя Михайловна перебралась в Александровск-Сахалинский, к своей дочери Наталье, где помогала ей растить своих внуков.
– Сначала мама жила в Невельске. Пока она там устраивалась, я осталась жить в деревне с бабушкой и дедушкой. Она очень скучала по мне, плакала. Забрала меня, когда мне было 7 лет, перед поступлением в школу. Из-за этого мама какое-то время не работала. Потом уже, как я подросла, она и на почте трудилась, и в ателье шила. А позже выучилась на закройщицу, кем и работала до пенсии. Мама всегда любила шить, – поделилась Наталья Вениаминовна Полехович.
Сегодня Зоя Михайловна окружена любовью дочери и внуков, которые ухаживают за ней и поддерживают.
В свою очередь и мы желаем Вам, Зоя Михайловна, сил и здоровья, продолжайте радоваться и улыбаться.
Выражаем благодарность Т.К.Добродомовой за помощь и предоставленные записи воспоминаний Зои Михайловны Гурновой.