В ходе совещания начальник управления социальной политики Е.Ю.Ищенко кратко рассказал о результатах и достижениях 2021/2022 учебного года, обозначил основные цели и задачи, стоящие перед работниками системы образования района, в контексте гражданско-патриотического воспитания.
На сегодняшний день система образования городского округа включает в себя шесть образовательных учреждений с общим числом обучающихся 1098 человек, четыре дошкольных учреждения с общей численностью 499 воспитанников и два учреждения дополнительного образования.
Большинство образовательных организаций района имеют богатый исторический опыт, исчисляемый десятилетиями. В связи с ликвидацией и реорганизацией в прошлом веке ряда образовательных учреждений, возникла угроза потери и искажения данных об этих учреждениях и педагогах, в них работавших. С целью сбора и систематизации информации об истории создания школ и детских садов, о педагогах, посвятивших свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения, управлением социальной политики был подготовлен проект «Генеалогическое древо системы образования Александровск-Сахалинского района». Созданы рабочие группы, которые занимаются восстановлением биографии педагогических работников, работников отдела народного образования, с описанием их вклада в развитие и становление системы образования района. В данном проекте участвуют педагоги, учащиеся и их родители. Результатом работы станут открытие при образовательных учреждениях школьных музеев и исторических уголков, пополнение летописей школ, публикации в СМИ рассказов о педагогах-ветеранах.
Сейчас образовательные учреждения являются настоящими социально-культурными центрами, вовлекающими в свою деятельность не только детей, но и их родителей. Об этом свидетельствует активное участие образовательных организаций города в конкурсе «Школа, детский сад – центр притяжения», в региональном проекте «Школа – социальный магнит».
На данный момент подход к организации воспитательной работы в образовательных учреждениях существенно изменился. Новая концепция развития воспитания образования Сахалинской области на период до 2030 года определила основные параметры организации воспитания подрастающего поколения: поддержка семейного воспитания и его педагогическое сопровождение, использование потенциала образовательных организаций (развитие системы наставничества, организация и участие в конкурсах, олимпиадах), использование воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений в сфере воспитания (Российское движение школьников, Юнармия).
Советник руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями СОШ № 6 А.С.Шаталова рассказала о развитии Российского движения школьников: «С 2021 по 2024 годы в нашей стране реализуется Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» с целью укрепления воспитательной составляющей системы образования, всестороннего развития детей и расширения их участия в принятии решений, которые затрагивают их права и интересы».
На сегодняшний день Российское движение школьников включает в себя четыре национальных проекта: «Навигаторы детства», «Лига вожатых», «Добро не уходит на каникулы», «Классные встречи». Движение имеет восемь направлений развития для детей, педагогов и родителей. Также развивается направление «Журналистика», в школах создаются медиацентры. В рамках спортивного направления целью и задачами Российского движения школьников является популяризация здорового образа жизни. Также в школах развивается волонтерство, так, на региональном этапе конкурса «Волонтеры могут все» СОШ № 6 заняла первое место.
– Общеобразовательным учреждениям необходимо продолжить деятельность по вовлечению обучающихся в общественные объединения, а также организовать обучение педагогов в данной области. Активно вовлекать обучающихся во все мероприятия, которые организованы в рамках работы российского движения школьников, – сказал начальник управления социальной политики Е.Ю.Ищенко.
В рамках реализации направления «Обновление воспитания с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций» образовательными учреждениями решаются задачи реализации гражданско-патриотического, духовного и нравственного воспитания на основе российских традиционных ценностей и приобщение детей к культурному наследию, также их экологическое, физическое, трудовое воспитание. Неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания является организация отдыха и оздоровления детей.
Новые возможности российского образования в современных условиях были раскрыты в докладах работников управления социальной политики и центра обеспечения функционирования образования.
– Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она осуществляется в формах, отличных от урочных. С сентября 2022 года еженедельно в школах будут проводиться внеурочные занятия «Разговоры о важном». Данный проект направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине, – рассказала начальник методического отдела ЦОФО С.В.Мягкова.
Также в этом году министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.
– С 1 сентября этого года в каждой школе обучающиеся 1 и 5 классов будут учиться по обновленным ФГОС. В них сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня. Они работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Новый стандарт делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы, – рассказала советник управления социальной политики Т.Б.Чиркова.
Кроме того, с 1 сентября заработает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам – Федеральная государственная информационная система «Моя школа». Уже сегодня тестирование функционала платформы проходит в 15 пилотных регионах РФ. Пользоваться «Моей школой» смогут учащиеся, их родители, педагоги и другие сотрудники образовательной организации, органы государственной власти и местного самоуправления, а также поставщики цифрового образовательного контента и сервисов, включая издательства учебной литературы.
– Основными целями и задачами «Моей школы» является формирование сервиса с единой точкой доступа к цифровым образовательным ресурсам для граждан, связанных с образованием, – рассказала ведущий специалист управления социальной политики В.Д.Тырсова.
В продолжение темы гражданско-патриотического воспитания во время мероприятия была поднята проблема отношения учащихся и их родителей к педагогам. Периодически учителя сталкиваются с недоверием и полным неуважением со стороны не только учеников, но и их родителей.
– Если мы сегодня говорим о гражданско-патриотическом воспитании детей, молодежи, мы должны обратить внимание и на проблему воспитания родителей, обычных граждан РФ. Воспитать патриота только лишь усилиями педагога невозможно. Когда ребенок слышит от учителя правильные вещи, смотрит и берет пример со своего педагога, а потом приходит домой и слышит совершенно диаметрально-противоположное, о какой эффективности может идти речь? – задал вопрос Е.Ю.Ищенко.
Действительно, решение вопроса отношений педагогов и родителей весьма актуально в настоящее время. Без участия общественности и родителей цели гражданско-патриотического воспитания не будут достигнуты. Для обсуждения этого вопроса были приглашены спикеры: председатель Собрания ГО О.Н.Салангин, настоятель храма Покрова Божией Матери игумен Амвросий, временно и.о. начальника ОМВД России по ГО А.Н.Рак, советник руководителя по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями СОШ № 6 А.С.Шаталова, старший научный сотрудник историко-литературного музея «А.П.Чехов и Сахалин» М.А.Сенина, а также представитель общественного движения гражданско-патриотической направленности Г.В.Балашов. Они рассказали о своем видении гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, о взаимодействии между участниками воспитательного процесса, коими являются все социальные институты. Особое внимание было уделено роли семьи в воспитании детей. Изменить сложившуюся ситуацию во многом поможет и ориентир государства на укрепление роли учителя в обществе. Тем более, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, соответствующий Указ был подписан 27 июля Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. По итогу обсуждения было предложено начать совместную проработку данного вопроса.
Опыт реализации проектов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, представила заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 1 Е.Л.Лияськина. Она рассказала как об успехах выпускников прошлых лет, так и о нынешних учащихся.
Традиционно на мероприятии представили молодых специалистов, которые только начинают свой путь на педагогическом поприще. В большую педагогическую семью района приняли учителя начальных классов СОШ № 1 К.А.Тоньшину, педагога-организатора СОШ № 2 К.Е.Чверкалюк и учителя технологииСОШ № 2 В.Ю.Кадралиеву.
Также грамотами управления социальной политики городского округа по итогам 2021/2022 учебного года были награждены следующие педагогические работники учреждений образования района: учитель начальных классов СОШ № 1 А.А.Никипелова, учитель русского языка и литературы СОШ № 1 Т.М.Шевченко, учитель истории и обществознания, педагог-организатор школы с.Хоэ С.С.Баран, воспитатели детских садов Е.И.Серякова («Светлячок»), Т.В.Родина («Светлячок»), И.А.Шолохова («Теремок»), Т.Л.Терентьева («Теремок»), О.В.Пименова («Ромашка»), Н.А.Котова («Улыбка»), заведующий складом детского сада «Ромашка» Е.В.Джаспенова, учитель биологии школы №6 Н.С.Дудкина и советник директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями СОШ № 6 А.С.Шаталова.