Это единственный в стране проект такого формата, посвящённый культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А уже на следующий день артисты выступили в селе Виахту – одном из самых труднодоступных мест традиционного проживания коренных народов Сахалина. В последние годы село становится местом возрождения и развития культуры КМНС. И приезд фестиваля стал важным событием для местного сообщества.
На центральной площади города выступили артисты из разных уголков России: эвенский национальный ансамбль «Нулгур» с Камчатки, солистка ансамбля «Мэнго» Ольга Ласточкина, заслуженный работник культуры РФ Сергей Адуканов с Камчатки, а Геннадий Салиндер с Ямала покорил зрителей своим ярким выступлением и мощным голосом. Из творческих коллективов области к нам заглянули «Мэнгумэ илга» («Серебряные узоры») из Поронайска. Этот народный ансамбль представляет традиции четырёх коренных этносов Сахалина: нивхов, нанайцев, эвенков и уйльтов. Горожане с интересом наблюдали за выступлениями, многие остались до самого конца, вовлекаясь в ритмы танцев и атмосферу древних мелодий – видно было, что каждое выступление находило отклик в сердцах зрителей.
«Мы тесно сотрудничали с организаторами фестиваля на всех этапах – от подготовки площадок для выступления, до содействия в проведении полноценного праздника в селе Виахту. Совместная работа с «Манящими мирами» показала, что даже в небольших населённых пунктах можно организовать масштабное и глубокое событие, если есть общая цель – сохранить и передать культуру малочисленных народов», – поделился Евгений Лавицкий, директор центрального Дома культуры.
Фестиваль «Манящие миры» существует с 2005 года. За это время он прошёл через 43 региона России, объединив множество концертных площадок. Александровск-Сахалинский стал 167-й точкой маршрута – город, находящийся на середине острова, оказался символичным рубежом на пути к северу для проекта, который живёт в движении, как сами кочевые народы.
«Мы уже 20 лет ездим по стране. Обычно мы не возвращаемся в один и тот же регион дважды. Но Сахалин – исключение. Здесь всё по-другому: и отношение к культуре, и уровень организации, и вовлечённость местных коллективов. У нас не просто гастроли, а настоящая творческая лаборатория. Артисты из разных регионов работают вместе, делятся опытом, создают совместные номера. А сахалинские коллективы не просто участвуют – они включаются в маршрут, едут с нами, выступают в других сёлах и городах. Это замечательная практика для культурного обмена», – рассказала Елена Тюрина, директор фестиваля, руководитель Культурного фонда поддержки национальных искусств из Москвы.
Фестиваль проходил на Сахалине благодаря поддержке министерства культуры и архивного дела Сахалинской области, ООО «Сахалинская Энергия» и Сахалинского областного центра народного творчества. Маршрут включает семь муниципальных образований: Долинск, Южно-Сахалинск, Поронайск, Александровск-Сахалинский, Виахту, Чир-Унвд, Ноглики, Вал и Некрасовку.
Галина Саменко, заведующая отделом культуры коренных малочисленных народов Севера в Сахалинском областном центре народного творчества, подчёркивает значение события:
«Мы сотрудничаем с фестивалем «Манящие миры» с 2017 года. Фестиваль кочует по всей стране, и повторные визиты в один регион случаются нечасто. Это говорит о том, что на Сахалине умеют организовывать такие проекты, что есть отклик, есть интерес. И самое главное – у нас есть люди, которые хотят сохранить свою культуру, передать её детям. И этот фестиваль – возможность услышать, увидеть, почувствовать, что мы – часть большого культурного пространства», – поделилась она.
Фестиваль «Манящие миры» стал важным событием для развития этнокультурной среды на Сахалине. Вовлечение сёл с малочисленными народностями региона в маршрут, участие местных ансамблей в гастролях, обмен опытом с мастерами из Ямала, Камчатки – всё это формирует устойчивую систему поддержки и передачи традиций. Такие встречи помогают не только сохранить язык, танцы и песни, но и укрепляют идентичность, повышают интерес жителей к историческому наследию нашей области. И каждое подобное мероприятие – шаг к тому, чтобы культура КМНС не просто существовала, а уверенно развивалась и занимала достойное место в общей культурной палитре России.