1957 год. Долго строилась наша школа и, наконец, распахнула свои двери перед юными хозяевами. А они, счастливые, возбужденные, с корзинками, ведрами, коробками, целым караваном тянутся от старого здания школы к новому. И хотя по-сахалински холодно и почти не греет солнышко, на душе у каждого светло и тепло. Мы, учителя, вместе с ребятами, переносим и перевозим свои школьные, годами накопленные сокровища. Очень радуемся счастливому блеску глаз своих питомцев и мысленно строим самые интересные планы о работе на новом месте. Переселение прошло организованно, ничто не оказалось разбитым, похищенным, школа не потеряла ни одного рабочего дня
.
Всем этим руководил Филипп Иванович, директор школы, весело, продуманно, по-хозяйски, хотя и считался в это время в отпуске. Ему, конечно, с его хлопотливой натурой трудно было усидеть в такие дни дома (и не в такие-то не сидел).
А мы чувствовали сильную руку и брались за все увереннее и расторопней.
19 октября 1957 года. Снег, ветер. Двор, в котором собрались ребята, родители, представители общественности, учителя, завален мусором, изрыт, на самом видном месте стоит полуразрушенный дом, кругом битый кирпич, бревна. На этом фоне особенно праздничной, почти сказочно красивой выглядит наша школа. После вступительной речи Николай Андреевич Козлов, председатель горисполкома, разрезал ленточку, и ребята дружным, живым потоком полились в пока еще не обжитое здание школы. Может быть не совсем организованно, слишком шумливо и крикливо вели себя ребятишки в этот утренний час, но это искреннее проявление детской непосредственной натуры. И мы, наставники, видели, что беспорядков было больше, чем обычно, и мирились с ними. Ведь мы не меньше детей радовались новой школе, новым открывающимся перспективам. Но, как всегда, на новом месте, вместе с радостями пришли заботы, непочатый край дел, неприятности. Отопительная система оказалась какой-то несовершенной и потребовалось вмешательство специалистов, чтобы привести ее в порядок. Фрамуги не открывались, в классах стало душно. В подвал начала поступать вода. Там, где должны расположиться мастерские, ежедневно набиралось по колено воды. Прежде, чем приступить к программным занятиям по труду, дети ежедневно выносили по 300-400 ведер воды. Работать в таких условиях было очень трудно: мешал недостаток естественного света, сырость, духота. Начались безрезультатные мытарства Филиппа Ивановича по инстанциям с требованием осушить здание. Но сколько не брались за это дело наши шефы-строители так ничего путного не сделали. Пришлось потесниться и занять под мастерские библиотеку, переселив ее в пионерскую комнату и лишившись читального зала.
В школе не была предусмотрена по проекту столовая, а она в школе необходима, дети учатся из поселков, ходят в школу рано, уходят поздно, и буфет, имеющий только сладости и все сухое, не устраивает.
В школу ввели 6 классов вечерней школы, это тоже осложнило нашу работу. Вся кружковая и внеклассная работа должна была уложиться в два незанятых вечера среды и субботы. Входили в школу – дышали легко и свободно, чувствовалась перспектива, пожили в школе – начали понемногу сжиматься. Мы, конечно, жили и в худших условиях, и с трудностями бороться умели и этому учим детей, но, когда знаешь, что можно жить лучше, становится как-то более ощутимой тяжесть неполадок. И тем не менее, жили, работали, готовились к олимпиаде, работали кружки. Заняли 2 место на смотре художественной самодеятельности и на выставке детского тех
нического творчества, сделали четыре красивых стенда: «В.И.Ленин», «Слава Советской Армии», «Люби, цени, и знай великий русский язык», «Единый орфографический режим», вышли на 1 место по многим видам спорта. Пришла весна 58, а с ней и новые заботы. Необходимо было приводить в порядок школьный двор. Заранее был составлен план разбивки двора на хозяйственную, опытную и спортивную зоны. В мастерских закипела работа. Своими руками ребята под руководством К.Е.Гуськова и Ю.А.Стрибуля сделали все необходимое: носилки, лопаты, кайлы, грабли, метлы. В эту первую весну Филипп Иванович и Полина Петровна Чичулина не знали покоя. Большую фигуру директора, шагающего размеренно и широко, и маленькую, подвижную Полины Петровны, можно было найти в любое время во дворе. Оба загорели, устали, но сделали очень много. Ребята трудились на славу, кажется, такого задора в работе не было никогда. Летом юннаты следили за опытными посевами, поливали, пропалывали, подкармливали растения. А осенью наш школьный двор стал дивным, благоухающим цветником. Было что представить на сельскохозяйственную выставку. Теперь, когда 1 сентября дети пришли в школу, они увидели замечательный ансамбль красоты школьного здания и пришкольного участка. Результаты труда радовали ребят, чувствовалось, что все это им дорого.
Второй учебный год в новой школе начался в более хороших условиях: летом был проведен текущий ремонт. И опять наш «отпускник» Филипп Иванович не знал покоя. С утра до вечера был он в школе, зато ремонт проведен блестяще. Правда, воду из подвала не отвели, и дренаж, который сделали уже в октябре месяце, не дал существенных результатов, но везде, что стоит выше подвала, заниматься можно было вполне хорошо.
В сентябре 1958 г. нашу школу посетили художники Чеховы, отец и сын. Они приезжали сюда, чтобы зарисовать те места, в которых раньше бывал Антон Павлович, и показать, как изменились места. Сергей Михайлович, внук Антона Павловича, и Сережа, правнук, пришли к нам по приглашению ребят. Это очень скромные, простые, обаятельные люди. Видимо, чеховское обаяние и скромность настолько сильны и велики, что их хватило на несколько поколений. Приятно, что в этих людях нет и тени самолюбования, зазнайства, самовозвеличивания. Приятно, что они скромно гордятся родством с великим русским писателем, ни в коей мере не перенося на себя его величия. На вечере встречи наши пионеры приняли С.М.Чехова в почетные пионеры г.Александровска, расспросили о планах и замыслах, а Боря Быдтаев, ученик 10 класса, очень хорошо рассказал об Антоне Павловиче, как человеке, и оттенил качества, которые раскрывают чеховское понимание о прекрасном человеке. Чеховы были тронуты теплотой обстановки, от души благодарны. (Завуч средней школы №1 Т.А.Иванова. «Летопись школы №1». Книга вторая).
СПРАВКА:
Чехов Сергей Михайлович (1901-1973 гг.)
Живописец. Москва. Родился в Ярославле. Сынмладшего брата А.П.Чехова Михаила Павловича Чехова. Учился в студии Званцевой у Д.Н.Кардовского, в Студии живописи и рисования К.П.Чемко («Студия на Тверской» (1923-1927 гг.). В эти же годы работал в декорационных мастерских Большого театра, оформил спектакль «Смерть Иоанна Грозного» (1927 г.) во втором МХАТе. Работал в области книжной графики, оформлял книги К.П.Паустовского, С.Г.Сергеева-Ценского, П.П.Семенова-Тянь-Шанского, М.П.Чехова и др. Большое место в творчестве занимают серии рисунков и гравюр, связанных с имением А.П.Чехова («Мелихово», «Чеховские места нашей Родины», «По чеховским местам Подмосковья» и др.). В годы Великой Отечественной войны издал циклы рисунков «Возмездие» и «Они». Преподавал в МАРХИ (Московский архитектурный институт с 1943 г.), Школе-студии им. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.М.Горького. Участник выставок (с 1928 г.). Автор книги «О семье Чеховых».