чт, 09 май
06:57
Александровск-Сахалинский
-1 °С, облачно
Мы Вконтакте

Школа и японская оккупация

28 января 2022, 16:08ОбществоФото: Реальное училище в п.Александровском

Посвящается 140-летию основания первой школы в Александровске-Сахалинском

Продолжаем экскурсию по истории развития образования на Сахалине. В этой статье мы затронем самый тя­желый период для всех сфер Северного Сахалина.

Ко времени высшего подъема в раз­витии каторги, к 1898 году на острове существовало всего 26 школ. После вы­хода в свет приказа военного губернатора острова В.Д.Мерказина «Об устройстве школ на Сахалине» состояние образова­ния несколько улучшилось. Ко времени издания этого приказа на острове суще­ствовало всего 5 двухклассных и 18 одноклассных школ. Двухклассные школы были в Александровском детском приюте, в селении Корсаковка, в посту Александровском, селениях Рыковское и Дербин­ское. Одноклассные – в селениях Ми­хайловском, Корсаковком, Дуэ, Бутаково, Владимировка, Арково 1 и 2.

В ноябре 1902 года военный губер­натор острова М.Н.Ляпунов рапортует в Петербург об открытии реального учи­лища. То был прототип существующей ныне средней образовательной школы.

Из отчета помощника приамурского генерал-губернатора генерал-лейтенан­та А.П.Чайковского от 29 сентября 1903 года: «Учебные занятия в школах во вре­мя моего нахождения на острове только что начинались, почему я не везде мог ознакомиться с курсовой обстановкой их. По последнему отчету, всех школ на острове 36, с 959 учениками из 2045 де­тей школьного возраста.

Генерал-лейтенант А.П.Чайковский

Высшим учебным заведением на Сахалине является реальное училище, открытое только в 1902 г., осенью. В на­стоящий учебный год, к началу занятий, учеников оказалось 34, из них 21 мальчик и 13 девочек. Совместное обучение детей охотно одобряется родителями и отвеча­ет настоятельной потребности воспита­ния, в высшей степени затруднительного на острове. Отведенный для реального училища старый дом в настоящее лето, заботами директора статского [советни­ка] Булычева, прекрасно ремонтирован и приведен в такое состояние, что два клас­са могут еще в нем поместиться довольно удобно, но для будущих классов помеще­ния более не найдется, почему необхо­димо спешить с постройкой здания для полноклассного училища или отыскать заранее помещение дополнительное, что­бы на будущий год не встретилось пре­пятствий к открытию третьего класса. Учебным персоналом училище обеспече­но. Курс начат 26 августа.

Приют общества попечения о семьях ссыльнокаторжных, находящийся в с.Корсаковке, вбли­зи п.Александров­ского, составляет в тоже время трех­классную школу.

Школа эта по­ставлена превос­ходно и обеспечена всем необходимым, как равно и учи­тельским персона­лом.

Положение про­чих школ улучши­лось за последние два года вследствие назначения инспек­тора народных учи­лищ и отпуска на содержание школ десяти тысяч Ми­нистерством народ­ного просвещения.

Увеличение средств дало воз­можность улучшить состав учителей, пополняющийся не­редко даже ссыль­нокаторжными.

Помещения для школ, по отзывам администрации, в большинстве неудовлетворительны по тесноте, неудобству зданий и другим не­достаткам.

Вообще, делу народного образования администрацией острова уделяется долж­ное внимание».

А потом пришла война. Разрушающая все на своем пути. Но на «пепле разру­шенного устоя» с годами стала расти но­вая область со свободными людьми. Путь от разрухи к благополучию был нелегок. После поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг. южная часть острова перешла во владения Японии, правитель­ство которой не жалея средств усиленно стало ее развивать.

Из отчета военного губернатора Саха­лина за 1908 год: «Японское правитель­ство усиленно устраивает Южный Саха­лин, не жалея средств. Поселило около 20000 переселенцев, снабдило их пле­менным скотом, развивает сельское хо­зяйство, выдает субсидии на устройство фабрик, заводов, рыболовных участков, строит дороги, открыло 1 апреля коммер­ческий порт Отомари, устраивает школы, снарядило много научных экспедиций, открыло нефть…».

Ускоренными темпами росла и чис­ленность населения юга острова, в том числе и детского. Так, в 1907 г. на юге Са­халина насчитывалось 1287 детей школь­ного возраста, в 1920 г. – уже 12471 чело­век. На такое количество детей открыли 22 школы. Основным типом учебных за­ведений были начальные школы, что ха­рактерно и для всей Японии в целом. Это были муниципальные образовательные учреждения различных ступеней.

Помимо муниципальных начальных школ в губернаторстве Карафуто суще­ствовали и частные начальные учебные заведения.

Что касается северной части острова, то численность населения значительно сократилась.

Из записки военного губернатора острова генерал-майора А.М.Валуева, высадившегося 7 октября 1905 года в по­сту Александровском, мы можем узнать о положении школ в послевоенное время.

«Население, за редким исключением, мало сочувствует школьному делу.

В прошлую зиму не открыто ни одной школы министерства народного просве­щения и не было ни одного специального учителя. Пришлось открывать тюремные школы и назначать учителями ссыльных, мало соответствующих званию.

В этом году Министерство народного просвещения открыло две двухклассные школы п.Александровском и с.Рыковском и четыре одноклассных в с.Корсаков­ском, Ново-Михайловском, Дербинском и Оноре.

Сахалинские дети – это «квинтэссен­ция каторги». Не видя счастливого дет­ства, они растут среди пьянства, разврата и с раннего детства бывают посвящены в крупные преступления, в которых уча­ствуют их родители. На преступления дети смотрят как на вещь обыкновенную, и в случае убийства кого-нибудь, грабят все оставшееся после убитого. Девочки с ранних лет эксплуатируются родителями для разврата. Таким образом, сахалин­ские дети с воспитанием, подготовля­ющим из них будущих преступников, особенно нуждаются в школе, которая могла перевоспитать ребенка или хотя сколько-нибудь ослабить влияние пре­ступной семьи».

По официальным статистическим данным губернаторской канцелярии, в 1908 году в Рыковском и Александров­ском округах функционировало только восемь одноклассных и одна (в посту Александровском) двухклассная школа. В них обучалось 240 учащихся и рабо­тало 11 учителей.

В сентябре 1912 года начальник Александровского участка Ф.А.Ля­хович рапортует Приамурскому ге­нерал-губернатору о том, что в его участке «народных школ 4. В посту Александровском 2-классная и одно­классные в селениях Корсаковке, Ми­хайловке и Арково. Кроме того, одна церковно-приходская школа для дево­чек имени Шталмейстера Двора Его Величества Н.Л.Гондатти в посту Алек­сандровском». Это вместо 14 школ в этом округе (3 двухклассных и 11 одно- классных), существовавших в 1898-1899 годах. Расходы на образование на Северном Сахалине в 1914 году состав­ляли 9 процентов от всего бюджета гу­бернатора острова».

Несколько возросло количество школ на севере острова ко времени революции 1917 года. В 1916 году, на­пример, здесь было 15 одноклассных и 2 двухклассные школы. В 1917 году в посту Александровском, получившем статус города, вновь открыли реальное училище с семилетним курсом обуче­ния. Обучалось в нем 180 учащихся.

В период второй японской оккупа­ции Северного Сахалина (1920-1925 годы) некоторый период школы были заняты воинскими подразделения под казармы. Но потом снова продолжили свою работу.

Поляновский писал: «Во времена японской оккупации был стерт даже об­лик школы грамоты, существовавшей в каторжные времена. Школа преврати­лась в консервативное, контролируемое жандармами учреждение. Даже учебни­ки для нее печатали на русском языке в соответствующем духе где-то в Токио».

Историю образования Сахалинской области можно разделить на три основ­ных периода: каторжный, японской ок­купации и советский.

Первый – словно «семечко», поса­женное во времена тюремного облика острова. Без этих, даже небольших, начинаний воспитание детей без «пре­ступного будущего» было бы тщетным.

Во второй – самый трудный пери­од, который мы затронули в этой статье, школа находилась на грани исчезнове­ния. Тем не менее, именно в этот период произошли огромные изменения, что еще раз доказывает крепость русского духа и стремление к совершенствованию.

Третий период в развитии образо­вания был словно крутой трамплин. О нем подробнее мы поведаем в следую­щей статье.

Отдельная благодарность в помощи поиска материала для статьи Геннадию Васильевичу Балашову и сотрудникам центральной районной библиотеки им.Мицуля.

Статья составлена по материалам из книг: «Сахалинская каторга» (вторая половина XIX – начало XX века), «Вест­ник Сахалинского музея» (№ 6), «Россия и островной мир Тихого океана».

Авторы:Инна Волгина