Продолжаем экскурсию по истории развития образования на Сахалине. В этой статье мы затронем самый тяжелый период для всех сфер Северного Сахалина.
Ко времени высшего подъема в развитии каторги, к 1898 году на острове существовало всего 26 школ. После выхода в свет приказа военного губернатора острова В.Д.Мерказина «Об устройстве школ на Сахалине» состояние образования несколько улучшилось. Ко времени издания этого приказа на острове существовало всего 5 двухклассных и 18 одноклассных школ. Двухклассные школы были в Александровском детском приюте, в селении Корсаковка, в посту Александровском, селениях Рыковское и Дербинское. Одноклассные – в селениях Михайловском, Корсаковком, Дуэ, Бутаково, Владимировка, Арково 1 и 2.
В ноябре 1902 года военный губернатор острова М.Н.Ляпунов рапортует в Петербург об открытии реального училища. То был прототип существующей ныне средней образовательной школы.
Из отчета помощника приамурского генерал-губернатора генерал-лейтенанта А.П.Чайковского от 29 сентября 1903 года: «Учебные занятия в школах во время моего нахождения на острове только что начинались, почему я не везде мог ознакомиться с курсовой обстановкой их. По последнему отчету, всех школ на острове 36, с 959 учениками из 2045 детей школьного возраста.
Высшим учебным заведением на Сахалине является реальное училище, открытое только в 1902 г., осенью. В настоящий учебный год, к началу занятий, учеников оказалось 34, из них 21 мальчик и 13 девочек. Совместное обучение детей охотно одобряется родителями и отвечает настоятельной потребности воспитания, в высшей степени затруднительного на острове. Отведенный для реального училища старый дом в настоящее лето, заботами директора статского [советника] Булычева, прекрасно ремонтирован и приведен в такое состояние, что два класса могут еще в нем поместиться довольно удобно, но для будущих классов помещения более не найдется, почему необходимо спешить с постройкой здания для полноклассного училища или отыскать заранее помещение дополнительное, чтобы на будущий год не встретилось препятствий к открытию третьего класса. Учебным персоналом училище обеспечено. Курс начат 26 августа.
Приют общества попечения о семьях ссыльнокаторжных, находящийся в с.Корсаковке, вблизи п.Александровского, составляет в тоже время трехклассную школу.
Школа эта поставлена превосходно и обеспечена всем необходимым, как равно и учительским персоналом.
Положение прочих школ улучшилось за последние два года вследствие назначения инспектора народных училищ и отпуска на содержание школ десяти тысяч Министерством народного просвещения.
Увеличение средств дало возможность улучшить состав учителей, пополняющийся нередко даже ссыльнокаторжными.
Помещения для школ, по отзывам администрации, в большинстве неудовлетворительны по тесноте, неудобству зданий и другим недостаткам.
Вообще, делу народного образования администрацией острова уделяется должное внимание».
А потом пришла война. Разрушающая все на своем пути. Но на «пепле разрушенного устоя» с годами стала расти новая область со свободными людьми. Путь от разрухи к благополучию был нелегок. После поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг. южная часть острова перешла во владения Японии, правительство которой не жалея средств усиленно стало ее развивать.
Из отчета военного губернатора Сахалина за 1908 год: «Японское правительство усиленно устраивает Южный Сахалин, не жалея средств. Поселило около 20000 переселенцев, снабдило их племенным скотом, развивает сельское хозяйство, выдает субсидии на устройство фабрик, заводов, рыболовных участков, строит дороги, открыло 1 апреля коммерческий порт Отомари, устраивает школы, снарядило много научных экспедиций, открыло нефть…».
Ускоренными темпами росла и численность населения юга острова, в том числе и детского. Так, в 1907 г. на юге Сахалина насчитывалось 1287 детей школьного возраста, в 1920 г. – уже 12471 человек. На такое количество детей открыли 22 школы. Основным типом учебных заведений были начальные школы, что характерно и для всей Японии в целом. Это были муниципальные образовательные учреждения различных ступеней.
Помимо муниципальных начальных школ в губернаторстве Карафуто существовали и частные начальные учебные заведения.
Что касается северной части острова, то численность населения значительно сократилась.
Из записки военного губернатора острова генерал-майора А.М.Валуева, высадившегося 7 октября 1905 года в посту Александровском, мы можем узнать о положении школ в послевоенное время.
«Население, за редким исключением, мало сочувствует школьному делу.
В прошлую зиму не открыто ни одной школы министерства народного просвещения и не было ни одного специального учителя. Пришлось открывать тюремные школы и назначать учителями ссыльных, мало соответствующих званию.
В этом году Министерство народного просвещения открыло две двухклассные школы п.Александровском и с.Рыковском и четыре одноклассных в с.Корсаковском, Ново-Михайловском, Дербинском и Оноре.
Сахалинские дети – это «квинтэссенция каторги». Не видя счастливого детства, они растут среди пьянства, разврата и с раннего детства бывают посвящены в крупные преступления, в которых участвуют их родители. На преступления дети смотрят как на вещь обыкновенную, и в случае убийства кого-нибудь, грабят все оставшееся после убитого. Девочки с ранних лет эксплуатируются родителями для разврата. Таким образом, сахалинские дети с воспитанием, подготовляющим из них будущих преступников, особенно нуждаются в школе, которая могла перевоспитать ребенка или хотя сколько-нибудь ослабить влияние преступной семьи».
По официальным статистическим данным губернаторской канцелярии, в 1908 году в Рыковском и Александровском округах функционировало только восемь одноклассных и одна (в посту Александровском) двухклассная школа. В них обучалось 240 учащихся и работало 11 учителей.
В сентябре 1912 года начальник Александровского участка Ф.А.Ляхович рапортует Приамурскому генерал-губернатору о том, что в его участке «народных школ 4. В посту Александровском 2-классная и одноклассные в селениях Корсаковке, Михайловке и Арково. Кроме того, одна церковно-приходская школа для девочек имени Шталмейстера Двора Его Величества Н.Л.Гондатти в посту Александровском». Это вместо 14 школ в этом округе (3 двухклассных и 11 одно- классных), существовавших в 1898-1899 годах. Расходы на образование на Северном Сахалине в 1914 году составляли 9 процентов от всего бюджета губернатора острова».
Несколько возросло количество школ на севере острова ко времени революции 1917 года. В 1916 году, например, здесь было 15 одноклассных и 2 двухклассные школы. В 1917 году в посту Александровском, получившем статус города, вновь открыли реальное училище с семилетним курсом обучения. Обучалось в нем 180 учащихся.
В период второй японской оккупации Северного Сахалина (1920-1925 годы) некоторый период школы были заняты воинскими подразделения под казармы. Но потом снова продолжили свою работу.
Поляновский писал: «Во времена японской оккупации был стерт даже облик школы грамоты, существовавшей в каторжные времена. Школа превратилась в консервативное, контролируемое жандармами учреждение. Даже учебники для нее печатали на русском языке в соответствующем духе где-то в Токио».
Историю образования Сахалинской области можно разделить на три основных периода: каторжный, японской оккупации и советский.
Первый – словно «семечко», посаженное во времена тюремного облика острова. Без этих, даже небольших, начинаний воспитание детей без «преступного будущего» было бы тщетным.
Во второй – самый трудный период, который мы затронули в этой статье, школа находилась на грани исчезновения. Тем не менее, именно в этот период произошли огромные изменения, что еще раз доказывает крепость русского духа и стремление к совершенствованию.
Третий период в развитии образования был словно крутой трамплин. О нем подробнее мы поведаем в следующей статье.
Отдельная благодарность в помощи поиска материала для статьи Геннадию Васильевичу Балашову и сотрудникам центральной районной библиотеки им.Мицуля.
Статья составлена по материалам из книг: «Сахалинская каторга» (вторая половина XIX – начало XX века), «Вестник Сахалинского музея» (№ 6), «Россия и островной мир Тихого океана».