вт, 23 апр.
07:28
Александровск-Сахалинский
+2 °С, облачно
Мы Вконтакте

А.П.Чехов и школьное дело на Сахалине в период каторги

24 декабря 2021, 00:27Общество

Посвящается 140-летию основания первой школы в Александровске-Сахалинском

«...Вы пишете, что Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен. Будто бы это верно?.. Не дальше, как 25-30 лет назад наши же русские люди, исследуя Сахалин, совершали изумительные подвиги, за которые можно боготворить человека, а нам это не нужно, мы не знаем, что это за люди, и только сидим в четырех стенах и жалуемся, что бог дурно создал человека. Сахалин – это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный…».

А.П.Чехов

 

В ранее опубликованной статье «Школа и каторга» (выпуск газеты № 48 от 3 декабря 2021 года) мы упомя­нули об участии Антона Павловича Чехова в развитии школьного дела на Сахалине. Говорить о таком великом человеке в двух предложениях просто грешно, потому было решено вынести эту тему в отдельную статью.

Тема каторги на Сахалине без упоминаний о Чехове, как суп без соли. Этот человек давно стал сахалинским культурным наследием.

Книга «Остров Сахалин», сдержанная по тону, насы­щенная точными фактами, правдивая, произвела огром­ное впечатление в России и за границей. Она приковала к Сахалину внимание русской общественности и яви­лась своего рода обвинительным актом, предъявленным писателем самодержавию. В результате общественных волнений были отправлены комиссии и произведен ряд реформ, направленных на улучшение условий существо­вания на каторге.

В этом же произведении Чехов писал о сахалинских школах следующее: «На Сахалине 5 школ, не считая Дербинской, в которой, за неимением учителя, занятий не было. В 1889-1890 гг. обучалось в них 222 человека: 144 мальчика и 78 девочек, в среднем по 44 на каждую. Я был на острове в каникулярное время, при мне занятий не было, и потому внутренняя жизнь здешних школ, вероятно, оригинальная и очень интересная, осталась для меня неизвестной. Общий голос таков, что сахалинские школы бедны, обставлены нищенски, существование их случайно, необязательно и положение крайне неопреде­ленно, так как никому неизвестно, будут они существо­вать или нет. Заведует ими один из чиновников канцеля­рии начальника острова, образованный молодой человек, но это король, который царствует, но не управляет, так как, в сущности, школами заведуют начальники округов и смотрители тюрем, от которых зависит выбор и назна­чение учителей. Преподают в школах ссыльные, которые на родине не были учителями, люди, мало знакомые с де­лом и без всякой подготовки. Очевидно, преподавание в школах считается занятием не важным…».

Детей воспитывала только каторжная обстановка, и шансов, что они не пойдут по «преступным стопам» своих родителей было мало. Писатель понимал – эти дети особенно нуждаются в школе. Потому он не просто критиковал плачевное положение сахалинских школ, а помогал чем мог. Еще не доехав до Москвы, он отпра­вил телеграмму своему брату – учителю И.П.Чехову: «Попроси Малышева прислать начальнику острова Са­халина генералу Кононовичу программу земских училищ список методику учебников. Изложи подробнее систему управления состав училищных советов. Закажи Суворину выслать наложенным платежом употребительных учебни­ков старшего отделения 150 учеников младшего 300…».

По возвращении домой он стал заниматься усилен­ным сбором «литературной посылки» для Сахалина. А также подключил к этому делу своих знакомых: близкую подругу, актрису, переводчицу, литературного и те­атрального критика Л.С.Мизинову, адвоката, писателя и театроведа А.И.Урусова, великого русского художника И.И.Левитана, известного книгоиздателя Ф.Павленкова, методистов В.П.Острогорского и Д.И.Тихомирова и мно­гих других.

Сестре, М.П.Чеховой, писатель поручает: «…Если соберется что-нибудь в пользу сахалинских школ, то не­медленно извещай…». А через несколько дней спрашивает: «Не собрали ли что-нибудь в пользу сахалинских школ? Уведомьте. Что Левитан с подписным листом?». Обращаясь к писателю А.С.Лазареву-Грузинскому, Че­хов напоминает о его «обещании прислать, если найдет­ся, книжек для сахалинских школ».

Собрать как можно больше книг для школьных би­блиотек было важным для него делом, потому он не имел гордости просить о помощи не только своих знакомых. В архиве писателя сохранилось официальное письмо секретаря Комитета грамотности: «Иван Николаевич Са­харов из Москвы передал нам Вашу просьбу о помощи 5 школам на Сахалине. Поэтому С.-Петербургский Ко­митет грамотности посылает через одесский книжный магазин «Нового времени» на Сахалин 1470 книжек (по 294 книжки в каждую из пяти школ)».

В другом Комитете грамотности (при Московском обществе сельского хозяйства) было принято решение послать в Корсаковскую школу целую библиотеку и они обратились к Чехову с вопросом об отправке книг и о со­ставе библиотеки.

27 января 1891 года А.П.Чехов писал брату И.П.Че­хову: «Купил книги. Очень много книг пожертвовано из­дателями и авторами. Я очень рад. Сахалинские школы будут иметь свои библиотечки».

Сбор книг прошел успешно, многие откликнулись на «зов» помощи детям каторжан и осталось только решить вопрос о способе отправки их в суровый край.

Из неопубликованного письма Чехова начальнику о.Сахалин В.О.Кононовичу от 19 февраля 1891 года: «Многоуважаемый Владимир Осипович! Начну с теле­граммы, которую я по поручению Вашего Превосходительства послал 30 июля брату. Она не застала в Москве ни брата, ни инспектора народных училищ Малышева: (первый) был переведен во Владимир, второй – в Орел. Была (она) получена братом в августе, к тому же еще с о[печаткой], которая делала ее непонятною: вместо 150 учеников [было] написано «150 учебников». Брат ре­шил ждать возвращения моего из Сахалина и написал в Москву, чтобы вам была выслана программа народных училищ и Вам [выслали] программу училищ, кажется, Звенигородского уезда. В[ернувшись домой, я прежде всего послал Вам свод закон[оположений, относящихся к народным училищам и учительским семинариям (Ан­нин), и программы петербургских городских, москов­ских городских и клинских земск[их учи]лищ. Теперь посылаю школьный отчет и программы [Луж]ского уезда Петербург[ской] губ[ернии]. Посылая не одну, а несколь­ко программ, я руководствовался тем соображением, что сахалинские учителя, быть может, пожелают подробнее ознакомиться с требованиями и общим тоном существу­ющей школьной системы.

Посылаю учебники. Они куплены в книжном магази­не А.С.Суворина, который предлагает сахалинским шко­лам кредит с платежом в какие угодно сроки. При покуп­ке книг я советовался с педагогами и главным образом с братом, который считался опытным и знающим педаго­гом. Расчет был сделан на 300 учеников младшего и 150 старшего отделения. Так как мы не знали mаximum'а, ко­торый Вы можете отпустить на учебники, то мы боялись очень усердствовать, и, где только возможно было, уре­зывали, и потому учебники, как вы усмотрите из счета, посылаются далеко не в полном комплекте. Так, напри­мер, «Букварь» Тихомирова посылается на 50 экзем[пля­ров] меньше, 2-я часть «Родного слова» не 300 экзем[­пляров], а только 200. «Задачник» Гольденберга не 150 а только 100. А «Богослужение» Пшеничникова, которое указано в программе по Закону Божьему, не посылает­ся вовсе. Незнание упомянутого maximum'a, отсутствие в сах[алинских] школах определенной программы, и то обстоятельство, что у Вас в школах [не] три отделения как у нас а только два, приводили нас в смущение…

…При распределении по школьным библиотекам книг, присланных в 2 или 3 экз. Даниилу Александро­вичу, вероятно, придется отдавать преимущество Александровской школе, затем ближайшей к ней Корсаков­ской, затем Ново-Михайловской и т. д…

…Остальные книги, не названные здесь, прошу Вас передать Арсению Михайловичу Бутакову для Рыков­ского. По счету за учебники следует уплатить 666 руб. Число апокалипсическое. Со всей суммы, кроме платы за доставку до Одессы и 15 руб., следуемых за «Краткий Катехизис», Суворин сделал 10% скидки. Так как кро­ме учебников, на покупку которых я был уполномочен, я посылаю много и других книг, то я почел себя вправе обратиться в Комитет Добровольного флота с просьбой, чтобы книги от Одессы до Сахалина были доставлены бесплатно…».

Спустя несколько дней – 28 февраля 1891 года – писа­тель сообщил: «Комитет Добровольного флота уведомил меня, что книги будут доставлены на Сахалин бесплат­но».

Из этого же письма стало известно, что Чехов от­правил заведующему училищами «Подробный план за­нятий» Баранова, а для учителей школ – руководства по обучению. Из направленных для библиотек книг были произведения Пушкина, Грибоедова, Шекспира, Ломо­носова, Достоевского, Твена, Успенского, Гоголя, Дик­кенса и многих других авторов, включая Сочинения Ека­терины II.

В нашем историко-литературном музее «А.П.Чехов и Сахалин» среди экспозиций можно увидеть телеграмму Чехова: «Книги посланы 666 руб. пароходом без нало­женного платежа. Погодите высылать деньги до июня», а также товарную накладную о приемке книг на борт па­рохода «Кострома» от 6 апреля 1891 года.

Доказательством того, что книги прибыли на Сахалин и распределились по школам, можно еще считать слова начальника Тымовского округа Бутакова, который в сво­ем письме Чехову от 14 декабря 1891 года писал: «Боль­шое спасибо за ту часть книг, высланных Вами, которая выпала на долю школ и народа Тымовска и округа».

В другом письме Чехову написал его знакомый Д.Булгаревич, который сообщил: «Книги пришли на «Костроме». Мы еще не успели их разобрать и расста­вить по Вашему желанию… Из книг, присланных Вами.., я думаю дать несколько и детям государственных (пре­ступников)».

По меркам нашего времени дар Антона Павловича ка­жется скромным, но в то время это был огромный вклад в развитие образования на острове. В темном, грязном мире невежества, насилия и безнравственности школь­ная библиотека, новые знания, возможно, стали для не­которых детей лучом света и дорогой к своим маленьким мечтам, которые и не имели бы право существовать, не появись в то лето 1890 года на берегу Татарского пролива человека с доброй, отзывчивой душой по имени Антон Павлович Чехов!

 [При написании статьи были использованы сле­дующие источники: А.П.Чехов «Остров Сахалин», М.В.Теплинский, Б.Н.Бурятов «А.П.Чехов на Сахали­не», сборник документов и материалов «Сахалинская каторга»]

Авторы:Инна Волгина