«...Вы пишете, что Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен. Будто бы это верно?.. Не дальше, как 25-30 лет назад наши же русские люди, исследуя Сахалин, совершали изумительные подвиги, за которые можно боготворить человека, а нам это не нужно, мы не знаем, что это за люди, и только сидим в четырех стенах и жалуемся, что бог дурно создал человека. Сахалин – это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный…».
А.П.Чехов
В ранее опубликованной статье «Школа и каторга» (выпуск газеты № 48 от 3 декабря 2021 года) мы упомянули об участии Антона Павловича Чехова в развитии школьного дела на Сахалине. Говорить о таком великом человеке в двух предложениях просто грешно, потому было решено вынести эту тему в отдельную статью.
Тема каторги на Сахалине без упоминаний о Чехове, как суп без соли. Этот человек давно стал сахалинским культурным наследием.
Книга «Остров Сахалин», сдержанная по тону, насыщенная точными фактами, правдивая, произвела огромное впечатление в России и за границей. Она приковала к Сахалину внимание русской общественности и явилась своего рода обвинительным актом, предъявленным писателем самодержавию. В результате общественных волнений были отправлены комиссии и произведен ряд реформ, направленных на улучшение условий существования на каторге.
В этом же произведении Чехов писал о сахалинских школах следующее: «На Сахалине 5 школ, не считая Дербинской, в которой, за неимением учителя, занятий не было. В 1889-1890 гг. обучалось в них 222 человека: 144 мальчика и 78 девочек, в среднем по 44 на каждую. Я был на острове в каникулярное время, при мне занятий не было, и потому внутренняя жизнь здешних школ, вероятно, оригинальная и очень интересная, осталась для меня неизвестной. Общий голос таков, что сахалинские школы бедны, обставлены нищенски, существование их случайно, необязательно и положение крайне неопределенно, так как никому неизвестно, будут они существовать или нет. Заведует ими один из чиновников канцелярии начальника острова, образованный молодой человек, но это король, который царствует, но не управляет, так как, в сущности, школами заведуют начальники округов и смотрители тюрем, от которых зависит выбор и назначение учителей. Преподают в школах ссыльные, которые на родине не были учителями, люди, мало знакомые с делом и без всякой подготовки. Очевидно, преподавание в школах считается занятием не важным…».
Детей воспитывала только каторжная обстановка, и шансов, что они не пойдут по «преступным стопам» своих родителей было мало. Писатель понимал – эти дети особенно нуждаются в школе. Потому он не просто критиковал плачевное положение сахалинских школ, а помогал чем мог. Еще не доехав до Москвы, он отправил телеграмму своему брату – учителю И.П.Чехову: «Попроси Малышева прислать начальнику острова Сахалина генералу Кононовичу программу земских училищ список методику учебников. Изложи подробнее систему управления состав училищных советов. Закажи Суворину выслать наложенным платежом употребительных учебников старшего отделения 150 учеников младшего 300…».
По возвращении домой он стал заниматься усиленным сбором «литературной посылки» для Сахалина. А также подключил к этому делу своих знакомых: близкую подругу, актрису, переводчицу, литературного и театрального критика Л.С.Мизинову, адвоката, писателя и театроведа А.И.Урусова, великого русского художника И.И.Левитана, известного книгоиздателя Ф.Павленкова, методистов В.П.Острогорского и Д.И.Тихомирова и многих других.
Сестре, М.П.Чеховой, писатель поручает: «…Если соберется что-нибудь в пользу сахалинских школ, то немедленно извещай…». А через несколько дней спрашивает: «Не собрали ли что-нибудь в пользу сахалинских школ? Уведомьте. Что Левитан с подписным листом?». Обращаясь к писателю А.С.Лазареву-Грузинскому, Чехов напоминает о его «обещании прислать, если найдется, книжек для сахалинских школ».
Собрать как можно больше книг для школьных библиотек было важным для него делом, потому он не имел гордости просить о помощи не только своих знакомых. В архиве писателя сохранилось официальное письмо секретаря Комитета грамотности: «Иван Николаевич Сахаров из Москвы передал нам Вашу просьбу о помощи 5 школам на Сахалине. Поэтому С.-Петербургский Комитет грамотности посылает через одесский книжный магазин «Нового времени» на Сахалин 1470 книжек (по 294 книжки в каждую из пяти школ)».
В другом Комитете грамотности (при Московском обществе сельского хозяйства) было принято решение послать в Корсаковскую школу целую библиотеку и они обратились к Чехову с вопросом об отправке книг и о составе библиотеки.
27 января 1891 года А.П.Чехов писал брату И.П.Чехову: «Купил книги. Очень много книг пожертвовано издателями и авторами. Я очень рад. Сахалинские школы будут иметь свои библиотечки».
Сбор книг прошел успешно, многие откликнулись на «зов» помощи детям каторжан и осталось только решить вопрос о способе отправки их в суровый край.
Из неопубликованного письма Чехова начальнику о.Сахалин В.О.Кононовичу от 19 февраля 1891 года: «Многоуважаемый Владимир Осипович! Начну с телеграммы, которую я по поручению Вашего Превосходительства послал 30 июля брату. Она не застала в Москве ни брата, ни инспектора народных училищ Малышева: (первый) был переведен во Владимир, второй – в Орел. Была (она) получена братом в августе, к тому же еще с о[печаткой], которая делала ее непонятною: вместо 150 учеников [было] написано «150 учебников». Брат решил ждать возвращения моего из Сахалина и написал в Москву, чтобы вам была выслана программа народных училищ и Вам [выслали] программу училищ, кажется, Звенигородского уезда. В[ернувшись домой, я прежде всего послал Вам свод закон[оположений, относящихся к народным училищам и учительским семинариям (Аннин), и программы петербургских городских, московских городских и клинских земск[их учи]лищ. Теперь посылаю школьный отчет и программы [Луж]ского уезда Петербург[ской] губ[ернии]. Посылая не одну, а несколько программ, я руководствовался тем соображением, что сахалинские учителя, быть может, пожелают подробнее ознакомиться с требованиями и общим тоном существующей школьной системы.
Посылаю учебники. Они куплены в книжном магазине А.С.Суворина, который предлагает сахалинским школам кредит с платежом в какие угодно сроки. При покупке книг я советовался с педагогами и главным образом с братом, который считался опытным и знающим педагогом. Расчет был сделан на 300 учеников младшего и 150 старшего отделения. Так как мы не знали mаximum'а, который Вы можете отпустить на учебники, то мы боялись очень усердствовать, и, где только возможно было, урезывали, и потому учебники, как вы усмотрите из счета, посылаются далеко не в полном комплекте. Так, например, «Букварь» Тихомирова посылается на 50 экзем[пляров] меньше, 2-я часть «Родного слова» не 300 экзем[пляров], а только 200. «Задачник» Гольденберга не 150 а только 100. А «Богослужение» Пшеничникова, которое указано в программе по Закону Божьему, не посылается вовсе. Незнание упомянутого maximum'a, отсутствие в сах[алинских] школах определенной программы, и то обстоятельство, что у Вас в школах [не] три отделения как у нас а только два, приводили нас в смущение…
…При распределении по школьным библиотекам книг, присланных в 2 или 3 экз. Даниилу Александровичу, вероятно, придется отдавать преимущество Александровской школе, затем ближайшей к ней Корсаковской, затем Ново-Михайловской и т. д…
…Остальные книги, не названные здесь, прошу Вас передать Арсению Михайловичу Бутакову для Рыковского. По счету за учебники следует уплатить 666 руб. Число апокалипсическое. Со всей суммы, кроме платы за доставку до Одессы и 15 руб., следуемых за «Краткий Катехизис», Суворин сделал 10% скидки. Так как кроме учебников, на покупку которых я был уполномочен, я посылаю много и других книг, то я почел себя вправе обратиться в Комитет Добровольного флота с просьбой, чтобы книги от Одессы до Сахалина были доставлены бесплатно…».
Спустя несколько дней – 28 февраля 1891 года – писатель сообщил: «Комитет Добровольного флота уведомил меня, что книги будут доставлены на Сахалин бесплатно».
Из этого же письма стало известно, что Чехов отправил заведующему училищами «Подробный план занятий» Баранова, а для учителей школ – руководства по обучению. Из направленных для библиотек книг были произведения Пушкина, Грибоедова, Шекспира, Ломоносова, Достоевского, Твена, Успенского, Гоголя, Диккенса и многих других авторов, включая Сочинения Екатерины II.
В нашем историко-литературном музее «А.П.Чехов и Сахалин» среди экспозиций можно увидеть телеграмму Чехова: «Книги посланы 666 руб. пароходом без наложенного платежа. Погодите высылать деньги до июня», а также товарную накладную о приемке книг на борт парохода «Кострома» от 6 апреля 1891 года.
Доказательством того, что книги прибыли на Сахалин и распределились по школам, можно еще считать слова начальника Тымовского округа Бутакова, который в своем письме Чехову от 14 декабря 1891 года писал: «Большое спасибо за ту часть книг, высланных Вами, которая выпала на долю школ и народа Тымовска и округа».
В другом письме Чехову написал его знакомый Д.Булгаревич, который сообщил: «Книги пришли на «Костроме». Мы еще не успели их разобрать и расставить по Вашему желанию… Из книг, присланных Вами.., я думаю дать несколько и детям государственных (преступников)».
По меркам нашего времени дар Антона Павловича кажется скромным, но в то время это был огромный вклад в развитие образования на острове. В темном, грязном мире невежества, насилия и безнравственности школьная библиотека, новые знания, возможно, стали для некоторых детей лучом света и дорогой к своим маленьким мечтам, которые и не имели бы право существовать, не появись в то лето 1890 года на берегу Татарского пролива человека с доброй, отзывчивой душой по имени Антон Павлович Чехов!
[При написании статьи были использованы следующие источники: А.П.Чехов «Остров Сахалин», М.В.Теплинский, Б.Н.Бурятов «А.П.Чехов на Сахалине», сборник документов и материалов «Сахалинская каторга»]